Грузовые

Анализ отработанного масла как средство диагностики авиационных двигателей

 Идея исследования масла, работающего в машинах, как носителя информации о техническом состоянии устройств родилась в США в начале 20 века. Предшественником новаторского использования метода анализа смазочных материалов была одна из компаний отрасли железнодорожного транспорта, которая использовала масло как носитель информации о техническом состоянии локомотивных двигателей.

История анализа масел в авиации

История показывает, что одним из маховиков развития технологий и инноваций являются времена увеличения расходов на военное развитие стран. Таким образом, первая половина 20 века была периодом активизации прогресса в области диагностических методов и методик. Ключевым вопросом, по-видимому, является программа, созданная армией, флотом и авиацией Соединенных Штатов под названием JOAP (Joint Oli Analysis Program). Эта программа была разработана для стандартизации испытаний смазочных материалов и по сей день используется в обновленной форме американскими военными.
Спектроскопия масла

Военные стандарты часто входят в обиход гражданской сферы. Неудивительно, что со временем испытания масел стали стандартом технической оценки реактивных двигателей, поршневых двигателей и гидравлических систем в гражданской авиации.
Сертифицированные лаборатории и диагносты

Количество смазки, необходимое для лабораторного анализа, составляет всего 50 мл. Правильный метод отбора проб представлен в многочисленных документах или инструкциях производителей двигателей, например, в сервисном письме Textron Lycoming No. L171 или Стандартном руководстве по техническому обслуживанию авиационных двигателей Continental. Тестирование масла проводится с использованием метода ICP (индуктивно связанной плазмы) в соответствии с американским стандартом ASTM D5185 в лаборатории, аккредитованной ISO 17025. Полученные результаты должны быть оценены опытными специалистами, особенно в ситуации, когда только некоторые производители двигателей устанавливают пределы наличия для отдельных элементов.

Читать так же:
Dornier 228 с водородным двигателем

STLE (Society of Tribologists and Lubrication Engineers) или ICML (International Council for Machinery Lubrication) — организации, объединяющие лучших специалистов мира в области оценки результатов испытаний смазочных материалов. Заказывая анализы, стоит убедиться, что лаборатория имеет сертификаты, подтверждающие ее принадлежность к перечисленным выше ассоциациям. Благодаря этому можно быть уверенным в надежности и достоверности полученных результатов.

Отчет лаборатории

Результатом тестирования образца является лабораторный отчет, который должен включать результаты текущего анализа, а также несколько исторических (предыдущих) тестов, чтобы можно было наблюдать тенденцию изменения концентраций элементов в зависимости от часов налета. Правильный отчет должен сопровождаться комментарием диагноста — при отсутствии рекомендаций производителя диагност оценит результаты и порекомендует возможные корректирующие действия. Также диагност отвечает на вопросы и сомнения, которые могут возникнуть после анализа. Благодаря оценке квалифицированных специалистов в области анализа масел, пользователь (CAMO) сможет принять осознанное решение о дальнейшей эксплуатации машины.

Андрей Бочкарев

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»