Грузовые

Исторический самолет EKW C-3604 снова поднялся в воздух

 4 июня 2021 года, после долгих лет забвения и 8 лет кропотливой работы по восстановлению, поднялся в воздух исторический, малоизвестный швейцарский двухместный многоцелевой боевой самолет EKW C-3604 с новой силовой установкой. Вместо недоступного в настоящее время швейцарского двигателя жидкостного охлаждения Saurer YS-2 (более мощная версия французского Hispano Suiza 12Y-51) был установлен Rolls-Royce Merlina вариант 500, известный по знаменитому Spitfire (он также приводил в действие испанские Messerschmitts — Buchon).

Самолет был построен в конструкторском бюро швейцарского федерального авиационного союза Eidgenoessische Konstruktions Werkstaetten в Туне — конгломерате государственных инжиниринговых компаний. Он был создан как ответ Швейцарии на модную в конце 1930-х годов в Европе тенденцию создания многоцелевых боевых самолетов — многоместных истребителей с возможностью их адаптации для задач бомбометания и разведки. В Швейцарии рассматривался вопрос о том, покупать ли лицензию на производство таких двухмоторных машин во Франции (Potez 630) или Германии (Messerschmitt Bf 110). Но в итоге победил швейцарский подход — односоторны и с собственным двигателе, который обшелся дешевле.

Так родился C-36, заказанный в начале 1940-х годов в количестве более 100 экземпляров для Schweizer Luftwaffe (ВВС Швейцарии). Производство улучшенного варианта C-3603 началось в 1942 году на трех заводах, включая знаменитый, ныне известный завод Pilatus в Штансе. Всего было выпущено 160 экземпляров. В основном они служили разведывательными и бомбардировочными машинами до 1952 года.

Экономные швейцарцы перестроили 23 уцелевших экземпляра в 1960-х годах, оснастив их газотурбинными двигателями Lycoming — T53. Так была создана версия C-3605 Schlepp для буксировки летающих целей. Самолеты были сняты с вооружения в 1973 году. В 1987 году 18 уже не летающих самолетов C-3605 были выставлены на аукцион для продажи коллекционерам.

Читать так же:
Украина планирует создать палубный вертолет на базе Ми-2

 

Первым C-3603, вернувшимся к полетам в первоначальном виде и с оригинальным двигателем Surera (чудесным образом обнаруженный в систем вентиляции одного завода), был самолет с тактическим знаком C-547 и с общим налетом 1904 ч. Он был выкуплен у армии всего за 10 тысяч швейцарские франков Максом Дэтвайлером. На реконструкцию цехов базы в Дюбендорфе ушло 3400 человеко-часов. Первый полет после восстановления состоялся 2 сентября 1991 года. После многочисленных публичных выступлений самолет не летал с 1993 года. Его можно увидеть в ангаре владельца в Лагентале, Швейцария.

Экземпляр, совершивший полет 4 июня 2021 года, с начала 2013 года находился на капитальном ремонте в цехах завода Meier Motors GmbH в Бремгартене (недалеко от Эшбаха) в Германии. Восстановленный до летного состояния ярко-красный EKW C-3604 был зарегистрирован в Германии как D-FRBI. Было решено оборудовать самолет двигателем Rolls-Royce еще и потому, что из-за относительно большого количества летающих Spitfire нет недостатка в специалистах, имеющих лицензию на их обслуживание эксплуатацию.

Самолет также получил полный набор бортовых приборов и органов управления во второй кабине, а также современную авионику и современные навигационные приборы. Нет никаких сомнений в том, что столь редкий самолет обязательно станет звездой летних авиасалонов в Европе.

Андрей Бочкарев

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»