Бразилия планирует приобрести два A330 MRTT
В своем традиционном выступлении в социальных сетях президент Бразилии Жаир Болсонару подтвердил, что Força Aérea Brasileira (FAB, ВВС Бразилии) закупит два многоцелевых транспортных и заправочных самолета A330 MRTT. Неизвестно, на каком этапе и ведутся ли вообще переговоры по этому поводу. Если быть точным, то президент Болсонару назвал самолет A230, но компания из Тулузы не производит такую модель.
Однако это не меняет того факта, что FAB давно ищет новые заправщики для замены четырех самолетов Boeing KC-137E, снятых с эксплуатации в октябре 2013 года и использовавшихся в Galeão2º/2º GAv, в задачи которых входила не только заправка других самолетов, но и транспортировка VIP-персон, а также перевозка личного состава и грузов.
9 мая 2012 года командование FAB инициировало проект KC-X2, целью которого было закупить 2 новых летающих танкера.
Рассматривались варианты покупки A330 MRTT, Boeing KC-767A и многоцелевого транспортного самолета-заправщика (MMTT) компании Israel Aerospace Industries (IAI) на базе Boeing 767-200ER. Победителем оказался последняя из упомянутых моделей, которая ранее использовалась в Fuerza Aérea Colombiana (ВВС Колумбии) также для грузовых и VIP-перевозок.
14 марта 2013 года командование FAB объявило, что намерено приобрести 3 единицы ММТТ, одна из которых будет перестроена в Израиле, а два других — в Бразилии, техническим отделом TAP Air Portugal при участии специалистов бразильских компаний Akaer и Friuli.
Однако в декабре 2016 года проект был завершен без видимого эффекта. Поэтому в качестве переходного решения FAB арендовала Boeing 767-300ER (под обозначением C-767, FAB 2900, серийный номер 26470) у Global Flying Group сроком на три года. Самолет прибыл в Бразилию 10 июля 2016 года и был возвращен владельцу в конце срока контракта из-за удвоения затрат на аренду, составляющих почти 40 миллионов долларов. Во время эксплуатации C-767 служил, среди прочего, для перевозки больных и тогдашнего президента Бразилии Мишеля Темера на саммит G20 в Германии в 2017 году.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
В 2019 году покупка Boeing 767-300ER, предложенная Cloud Aria за 28 миллионов долларов, была отменена, что вызвало протест со стороны участника торгов, а затем был объявлен еще один тендер на аренду этого типа самолета, который окончательно отменили в августе. 2020 в связи с экономической ситуацией в стране, вызванной пандемией SARS-CoV-2, и опасениями нехватки средств на эти цели в ближайшие годы. При этом было решено, что ввод на вооружение ФАБ самолета КС-390 снизит расходы, связанные с необходимостью приобретения новых заправщиков.
Приобретение FAB больших транспортных самолетов и самолетов-заправщиков имеет важное значение из-за способности обеспечивать снабжение новейших бразильских многоцелевых самолетов F-39 Gripen. Баки A330 MRTT вмещают 111 тонн топлива. Для сравнения: для заправки внутренних баков и одного подвесного под фюзеляжем истребителя F-5 необходимо 3 тонны керосина, а ударный самолет AMX может принять во внутренние и два верхних бака 3622 кг топлива.
Андрей Бочкарев