Последние Embraer F-5E Tiger для ВВС Бразилии
14 октября представители Força Aérea Brasileira (FAB, ВВС Бразилии) получили 49-й и последний Embraer F-5E Tiger, модернизированный до новейшего стандарта F-5M, на заводе Embraer в Гавиау-Пейшоту. Самолет с тактическим номером FAB 4810 будет частью 1º Esquadrão — 14º Grupo de Aviação (1º / 14º GAv) Пампы, базирующейся на базе Каноас.
Модернизация истребителей F-5 FAB началась в 2005 году. Планировалось модернизировать 51 самолет Tiger до стандарта, тогда называемого F-5BR, что обошлось налогоплательщикам в сумму 285 миллионов долларов. С самого начала предполагалось, что самолеты будут подвергнуты структурному ремонту, что позволит им эксплуатировать следующие 15 лет, и они будут оснащены новой авионикой, современным вооружением и системами самообороны. В итоге количество модернизируемых самолетов сократилось до 46 (43 одноместных и 3 двухместных). Также было изменено их обозначение — на F-5EM / FM.
В 2007 году Бразилия купила у Иордании 11 самолетов Tigers (7 F-5E и 4 F-5F). Четыре года спустя был подписан контракт на сумму 100 миллионов долларов США на модернизацию их до стандарта F-5EM / FM, но проект столкнулся с трудностями. В итоге модернизировали только три F-5F. Самолеты получили номера с 4810 до 4812. 4810 был последним в FAB.
На F-5M установлена израильская авионика с glass cockpit, которая позволяет выполнять полеты независимо от времени суток в неблагоприятных погодных условиях. В распоряжение экипажа имеются нашлемные дисплеи, органы управления HOTAS, два бортовых компьютера и интегрированная инерциальная навигационная система, соединенная с приемником GPS (INS/GPS). Все параметры полета и данные, относящиеся к силовой установке, прицельным системам и вооружению, отображаются на трех цветных многофункциональных индикаторах Elbit и на лобовом индикаторе производства El Op. Освещение салона и внешнее освещение адаптировано к полетам с использованием улучшенной визуализации (NVG). В распоряжении экипажа также новые катапультные кресла. Все элементы авионики и навигационного оборудования и виды вооружения на F-5EM/FM унифицированы с оборудованием, установленным на самолетах A-29 ALX Super Tucano и AMX A-1M.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
F-5EM / FM оснащены итальянским многофункциональным допплеровским радаром Fiar Grifo F, позволяющим бороться с воздушными, наземными и морскими целями. Одним из наиболее важных элементов их оборудования является линия связи Sistema de Comunicaçoes por Enlaces Digitais da Aeronáutica (SISCENDA), позволяющая обмениваться тактической информацией между подразделениями всех видов вооруженных сил Бразилии с помощью радиостанции Rohde & Schwarz M3AR с модулем Have Quick II.
Все бразильские Tiger приспособлены к забору топлива в полете по гибкому шлангу и имеют бортовой генератор кислорода (OBOGS), благодаря которому продолжительность их полета ограничивается только усталостью пилотов.
Самолеты приспособлены для переноски целого ряда вооружений — отечественных ракет ближнего действия MAA-1 Piranha и израильских Python 3/4, бомб с лазерным наведением, зенитных ракет средней дальности Derby, а также классических бомб и контейнеров с оборудованием. В прошлом году началась работа над новой маневренной ракетой MICLA-BR с дальностью полета 300 км, которую будет нести F-5M.
Срок службы первого из модернизированных F-5M приближается к концу. Решение оставить их в эксплуатации потребует дополнительных технических осмотров и обслуживания. Также следует помнить, что F-5M на данный момент являются единственными истребителями FAB, а поставки новых F-39 Gripen начнутся в 2021 году, которы в следующем году военные получат только 4 вместо 11 самолетов.
Андрей Бочкарев