Вертолеты

Ка-18 — многоцелевой вертолет

Ка-18 — многоцелевой вертолет

Ка-18 – это четырехместная модификация вертолета Ка-15. Спроектировал аппарат в 1956 году авиаконструктор М.Б. Малиновский. Впервые Ка-18 подняли в воздух 13.10.1956. По сравнению с базовой моделью в винтокрыле удлинили хвостовую балку и фюзеляж, увеличили число хвостовых шайб и расширили кабину. Помимо летчика, в кабине вертолета оборудовано место для трех пассажиров. Можно также перевозить одного больного человека на носилках с сопутствующим медперсоналом.

Применение

— Пассажирско-грузовой вариант – для перевозок людей, грузов, почты и багажа внутри фюзеляжа. Оснащен отопительной системой.

— Патрульный вариант – для патрулирования территорий органами милиции и правопорядка.
— Санитарный вариант выполняет транспортировку пострадавших и больных людей. В состав конструкции входит отопительная система и кислородная установка.
В 1958-1963 годах создавались специальные стеклопластиковые винтовые лопасти Б-7 для вертолетов Ка-18 и Ка-15. Как утверждают разработчики, для их изготовления пришлось применять новую систему выпекания в автоклавах под действием пресса. Такой тип производства давал совершенно идентичные по весу и размерам детали, что стало большим шагом вперед в вертолетостроении. Новые лопасти были прочными, устойчивыми к погодным колебаниям, быстро изготавливались и могли радикально изменить конструкцию вертолета.

Секретом производства лопастей поделился сам Николай Ильич Камов: «В автоклаве происходит полимеризация не всей лопасти Б-7 целиком, а только ее одноконтурного лонжерона». Конструкция лопастей замкнутого сечения выполнена из стеклоткани и пропитана связующими горячей полимеризации: элементами противообледенительной системы и центровочными грузами. Листы стеклоткани складываются в пакеты и поддаются предварительному прессованию. Далее их соединяют друг с другом и устанавливают трубки противообледенительной системы и центровочные грузы.
Затем в полость лонжерона устанавливают резиновую камеру и целиком укладывают в прессовочную форму, оборудованную электронагревателями. Азот, который применяется в процессе, создает давление в резиновой камере. Визуально пресс-форма повторяет изгибы желаемой продукции. После прохождения прессования лонжерон необходимо дополнительно обработать. Хвостовые секции лопасти прикрепляют к лонжерону. Данные секции выполняются из стеклотканевой обшивки с пенопластовым наполнителем.

Формирование секций тоже происходит под прессом в горячем состоянии. Между ними устанавливаются резиновые вкладыши. Крепится лопасть к втулке за счет стального узла, состоящего из болтов на комле. Такой механизм создания лопастей требует в два раза меньше трудоемкости, при этом качество конечной продукции повышается.
На заводе им. Камова провели испытания 6 комплектов лопастей из стеклопластика Б-7 и 11 деревянных лопастей ЛД-10М. Пластиковый материал зарекомендовал себя гораздо лучше: их поляры на винтах почти идеально совпадали, в то время как деревянные лопасти имели сильное расхождение. Также винты, сконструированные из лопастей Б-7, отличились повышенной тягой на максимальных оборотах. Разница составила примерно 45 кг полезной нагрузки. Разрушений в отсеках лопастей во время испытаний выявлено не было.
Продолжительное время вертолеты Ка-18 и Ка-15 эксплуатировались многими странами мира, что позволило получить огромный опыт применения на практике вертолетов соосной конструкции.

Читать так же:
Белл UH-1 «Ирокез» - американский вертолет

В состав оборудования входят приборы контроля работы двигателя и несущей системы, навигационные устройства,санитарное, отопительное и прочее оборудование, противообледенительная система, радио- и электрооборудование. Приборная доска места пилота высвечивает много индикаторов. Здесь размещены высотомер ВД-10, указатель скорости УС-250, вариометр ВР-10, магнитный компас, авиагоризонт АГК-47Б и часы. Хорошая степень оснащенности вертолета навигационными приборами позволяет совершать полеты в любое время суток; ночью в тяжелых метеоусловиях вылеты на Ка-18 невозможны.
Санитарная версия вертолета оснащена специальным (съемным) оборудованием, в состав которого входят: кислородная установка, носилки, стяжные ремни, поильник и термос. Несъемное санитарное оборудование: стол медика и вертолетная аптечка. Для перестроения пассажирского варианта Ка-18 в санитарный необходимо снять переднее кресло пассажира и на его место установить съемное медицинское оборудование.

Для совершения полетов в холодную пору года предусмотрено наличие в составе вертолета отопительной системы, главными элементами которой являются электрообогреватель и трубопроводы подачи прогретого воздуха к нижней части кресла пилота и пассажиров. Конструкторам удалось расширить географию эксплуатации Ка-18 за счет внедрения в конструкцию противообледенительной спиртовой системы. Ее назначение заключается в обеспечении полета во время обледенения некоторых компонентов. В суть работы данной системы заложен принцип омывания винтовых лопастей, стекла кабины летчика противообледенительной жидкостью, которая разрушает лед и препятствует его дальнейшему появлению. Электропроводка вертолета Ка-18 однопроводная, в состав электрооборудования входят генератор и аккумулятор, вырабатывающий напряжение 24 В. Система постоянного тока работает даже на одном аккумуляторе, подключенном к бортовой сети электричества.
Основной источник электроэнергии – генератор ГСР-3000м, который раскручивается двигателем, рядом с которым он располагается. Аварийный источник питания – аккумуляторные батареи, общая емкость которых составляет 10 Ампер-часов.

Питание приборов навигации и радиостанции, которые требуют переменного тока, проходит сквозь преобразователи МА-100М и ПАГ-1Ф. Для осуществления радиотелефонной связи с наземными командными пунктами, другими вертолетами и самолетами в состав оборудования Ка-18 входит приемопередающая симплексная ультракоротковолновая станция РСИУ-3М. Диапазон частот, в которых работает эта станция, составляет 100-150 МГц. Есть кварцевая стабилизация частот передатчика и приемника, которая обеспечивает засекреченную связь во время полета.
Отмечен Золотой медалью в Брюсселе 1958 на Всемирной выставке. Построено приблизительно 200 машин. Ка18 располагался в использовании приблизительно 20 лет. С началом 1970-х Ка18 начал заменяться активно на более новую модель Ка-26, тем не менее некоторые машины оставались в эксплуатации и в начале 1980-х годов.

Пассажирский салон вертолета Ка-18

Приборная панель вертолета Ка-18

Тактико-технические характеристики вертолета Ка-18

Первый полёт
1956 год

Всего построено
120

Габариты
Диаметр несущего винта: 10 м
Длина фюзеляжа: 10 м
Высота с вращ. винтами: 3,4 м

Масса макс. взлётная
1502 кг

Силовая установка
Двигатель: 1 ПД АИ-14ВФ
Мощность: 150 л. с.

Пассажиров
3

Крейсерская скорость
130 км/ч

Макс. скорость
160 км/ч

Дальность полёта
450 км

Практический потолок
3500 м

Фото Ка-18

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»