Грузовые

Анализ отработанного масла как средство диагностики авиационных двигателей

 Идея исследования масла, работающего в машинах, как носителя информации о техническом состоянии устройств родилась в США в начале 20 века. Предшественником новаторского использования метода анализа смазочных материалов была одна из компаний отрасли железнодорожного транспорта, которая использовала масло как носитель информации о техническом состоянии локомотивных двигателей.

История анализа масел в авиации

История показывает, что одним из маховиков развития технологий и инноваций являются времена увеличения расходов на военное развитие стран. Таким образом, первая половина 20 века была периодом активизации прогресса в области диагностических методов и методик. Ключевым вопросом, по-видимому, является программа, созданная армией, флотом и авиацией Соединенных Штатов под названием JOAP (Joint Oli Analysis Program). Эта программа была разработана для стандартизации испытаний смазочных материалов и по сей день используется в обновленной форме американскими военными.
Спектроскопия масла

Военные стандарты часто входят в обиход гражданской сферы. Неудивительно, что со временем испытания масел стали стандартом технической оценки реактивных двигателей, поршневых двигателей и гидравлических систем в гражданской авиации.
Сертифицированные лаборатории и диагносты

Количество смазки, необходимое для лабораторного анализа, составляет всего 50 мл. Правильный метод отбора проб представлен в многочисленных документах или инструкциях производителей двигателей, например, в сервисном письме Textron Lycoming No. L171 или Стандартном руководстве по техническому обслуживанию авиационных двигателей Continental. Тестирование масла проводится с использованием метода ICP (индуктивно связанной плазмы) в соответствии с американским стандартом ASTM D5185 в лаборатории, аккредитованной ISO 17025. Полученные результаты должны быть оценены опытными специалистами, особенно в ситуации, когда только некоторые производители двигателей устанавливают пределы наличия для отдельных элементов.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

STLE (Society of Tribologists and Lubrication Engineers) или ICML (International Council for Machinery Lubrication) — организации, объединяющие лучших специалистов мира в области оценки результатов испытаний смазочных материалов. Заказывая анализы, стоит убедиться, что лаборатория имеет сертификаты, подтверждающие ее принадлежность к перечисленным выше ассоциациям. Благодаря этому можно быть уверенным в надежности и достоверности полученных результатов.

Отчет лаборатории

Результатом тестирования образца является лабораторный отчет, который должен включать результаты текущего анализа, а также несколько исторических (предыдущих) тестов, чтобы можно было наблюдать тенденцию изменения концентраций элементов в зависимости от часов налета. Правильный отчет должен сопровождаться комментарием диагноста — при отсутствии рекомендаций производителя диагност оценит результаты и порекомендует возможные корректирующие действия. Также диагност отвечает на вопросы и сомнения, которые могут возникнуть после анализа. Благодаря оценке квалифицированных специалистов в области анализа масел, пользователь (CAMO) сможет принять осознанное решение о дальнейшей эксплуатации машины.

Андрей Бочкарев

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»