Грузовые

Индийские учебно-боевые самолеты HJT-36 получат французские двигатели Snecma Larzac вместо российских АЛ-55И

 На заводе Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) в Бангалоре начался очередной этап штопорных испытаний учебно-боевого самолета HJT-36 Sitara (Morning Star). Летные испытания HJT-36, сконструированного и изготовленного отечественной промышленностью для нужд Bharatiya Vāyu Senā (ВВС Индии), были остановлены из-за проблем во время штопорных испытаний в 2016 году. Для их решения была изменена конструкция самолета на основе комплексных продувок в аэродинамической трубе. Ранее, в 2014 году, индусы боролись со слишком большой снаряженной массой самолета.

В настоящее время два HJT-36 модернизированы путем смещения вертикального оперения назад и увеличения площади руля примерно на 30%, что должно улучшить аэродинамические характеристики. Самолеты также были оснащены специальными парашютами против штопора.

Во время первого полета 23 ноября за штурвалом одного из модифицированных HJT-36 (№ S3854) находились летчики-испытатели HAL Х.В. Такур (капитан в отставке) и П. Авасти (майор в отставке).

Первый полет прототипа HJT-36 состоялся 21 марта 2003 года. Изучив опыт, связанный с программой LCA Tejas, индийцы решили использовать при постройке Sitar как можно больше компонентов, имеющихся на рынке, вместо того, чтобы разрабатывать их с нуля за свой счет. В качестве силовой установки выбран французский двигатель Snecma Larzac 04H20 с тягой 14,4 кН. Большая часть оборудования и авионики (компьютер миссии, навигация и ретранслятор, компьютер аэродинамических данных и система пространственного положения и определения курса) была предоставлена ​​British Smiths Aerospace. Впервые в истории кабина Sitara была спроектирована на основе антропометрических данных индийских пилотов.

Читать так же:
Грузовой трафик Etihad Airways увеличился на 52 %

HJT-36 — одно- двухместный учебно-боевой самолет с размахом крыла 10 м и длиной фюзеляжа 10,91 м. Максимальная взлетная масса — 4600 кг. Sitara имеет максимальную скорость Ma0,8 и практический потолок 9000 м. Коэффициент структурной перегрузки n = + 7 / -2,5. Под крыльями и фюзеляжем имеется 5 точек крепления, позволяющих переносить вооружение и оборудование общим весом 1000 кг.

Второй прототип HJT-36, оснащенный бортовым радиоэлектронным оборудованием, поднялся в воздух 26 марта 2004 г. Из-за недостаточной тяги двигателя Larzac в августе 2005 г. было принято решение о его замене на менее надежный российский АЛ-55И. Однако летные испытания с новым силовым агрегатом возобновились только в мае 2009 года. Два года спустя прототип HJT-36 разбился из-за проблем со стабильностью работы двигателя, после чего было решено вернуться к французской продукции. После длительных испытаний в 2009 году началось производство предсерийных самолетов. К настоящему времени построено 13 единиц HJT-36 вместе с прототипами.

Андрей Бочкарев

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»