Грузовой коллапс в Шанхае. Тарифы на перевозки растут. Mazda закрывает заводы
Сбои в грузовых операциях в Shanghai Pudong International Airport оказывают негативное влияние на глобальные цепочки поставок из-за удорожания грузовых авиаперевозок. Mazda стала первой жертвой перебоев в поставках — автопроизводитель был вынужден приостановить работу заводов в Японии.
Серьезные проблемы с грузовыми перевозками в шанхайском аэропорту Пудун, крупнейшем грузовом аэропорту Китая и третьем по величине грузовом аэропорту в мире, накопились в течение некоторого времени за минувшие выходные, что привело к приостановке грузовых авиаперевозок из-за выявления случаев COVID-19.
С тех пор ситуация еще больше усугубилась, поскольку основные операционные функции терминала выполняются с сильно сокращенным экипажем, а грузовые авиакомпании отменяют все больше рейсов.
Mazda — жертва Шанхая
Многие грузоотправители приостановили отправку грузов в Шанхай и вместо этого пытаются организовать рейсы в другие аэропорты. Многие альтернативные аэропорты ввели собственные ограничения связанные с пандемией, что означает увеличение сроков доставки.
Экспортные мощности шанхайского аэропорта Пудун резко упали в разгар сезона подготовки к школе и в начале сезона поставок продукции на праздники, но последствия кризиса гораздо шире. На этой неделе Mazda Motor Corp. объявила, что приостанавливает работу заводов в Хиросиме и Хофу до пятницы, сославшись на неуверенность в возможности возобновления грузовых авиаперевозок в качестве основной причины своего решения.
Последствия паралича в аэропорту Шанхая ощущаются и по ту сторону Тихого океана. «Компания Flexport из Сан-Франциско планировала возобновить на этой неделе все грузовые операции Atlas Air после того, как ей удалось занять один из слотов для грузовых операций, но неожиданно разрешения были отозваны в четверг утром после выявления нового случая заражения», — сообщил Нил Джонс Шах, глава отдела грузовых авиаперевозок Flexport.
Компания Shanghai International Airport Services (SIAS), обслуживающая крупных перевозчиков, таких как Air China, Qatar Airways и Cathay Pacific, изолировала всех сотрудников, работающих в грузовой зоне аэропорта. Flexport заключила контракт на три рейса в неделю, выполняемых Atlas Air, между Шанхаем и Лос-Анджелесом. В настоящее время направлено два рейса в аэропорт Гонконга, откуда груз на грузовиках доставляется в Китай. Компания также готовит план действий в чрезвычайных ситуациях на сентябрь.
«Это не то, что продлится всего несколько дней. Мы опасаемся, что этот цикл повторится», — сказал Джонс Шах.
7 + 7 + 7 и нулевая толерантность к COVID-19.
SIAS частично закрыл свой грузовой терминал в пятницу после того, как несколько сотрудников показали положительный результат на коронавирус пневмонии COVID-19, впервые обнаруженный в китайском городе Ухань в конце 2019 года. Шанхайский аэропорт лишь частично усугубил проблему сокращения грузовых операций в других аэропортах в Поднебесной, в результате введенных ограничений для предотвращения возникновения новой волны пандемии в Китае. Еще до того, как грузовой терминал был частично закрыт, его эффективности серьезно мешала политика «7 + 7 + 7», когда сотрудники аэропорта работали в течение семи дней, затем помещались в карантин в отеле на неделю, а затем на неделю помещались на домашний карантин. Весьма вероятно, что большая часть сотрудников будет помещена на карантин в ближайшее время — руководство аэропорта Шанхая только что объявили о завершении строительства модульного объекта для карантина сотрудников на 400 номеров, вмещающих 1,6 тысячи человек. Реализация проекта была завершена за 20 дней.
Чисто грузовые авиакомпании отменили сотни рейсов, чтобы предотвратить значительные задержки с перевалкой грузов, в результате чего пилоты не могли соблюдать ограничения по рабочему времени, вынуждая их ехать в отели и, таким образом, подвергаться строгим карантинным требованиям Китая. Чтобы избежать этой ситуации, случалось, что некоторые рейсы отправлялись без груза.
В последние недели проблемы, вызванные, среди прочего, политикой абсолютной нетерпимости Китая к COVID-19, привели к тому, что даже после обнаружения и только в одном случае заражения закрываются порты или перевалочные терминалы — недавно это было в Нинбо или Шэньчжэне. В Соединенных Штатах порты и терминалы, обрабатывающие трафик из Азии, имеют огромные проблемы с обработкой грузов в контейнерах.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Все случаи COVID начались с неосторожных ошибок работников
В первом случае заражения виноват водитель вахтенного автобуса грузовой авиакомпании. Он проигнорировал протокол и снял маску во время дежурства.
На Шелковом пути, обеспечивающем наземные перевозки из Китая в Европу, некоторые поезда с контейнерами задерживаются до месяца. Одной из наиболее серьезных проблем является также ограниченная пропускная способность терминала в Малашевичах в Польше недалеко от границы с Белорусью, где грузы приходится перегружать в автомобили или на обычные пути.
Количество грузовых рейсов падает …
Транспортно-экспедиторская компания EFL Global написала в отчете для клиентов, что на этой неделе было отменено 80 процентов грузовых рейсов из Шанхая Пудун, и она ожидает, что 50 проц. ее рейсов будут отменены в течение следующих двух недель. Однако анализ был проведен до того, как был обнаружен последний случай заражения коронавирусом.
Согласно отчету Everstream Analytics, Qatar Airways, Air Bridge Cargo и Polar Air Cargo (совместное предприятие Atlas Air и DHL Express) перенаправили свои воздушные перевозки в Гуанчжоу, Чжэнчжоу и Шэньчжэнь-Баоань. American Airlines и Air Canada отменили грузовые перевозки в багажных отделениях пассажирских авиалайнеров в Шанхай, сообщается на их веб-сайте. Etihad Airlines и Lufthansa Cargo отменили все грузовые операции в аэропорту. В свою очередь, Cathay Pacific Airlines возобновила большую часть грузовых операций, сообщил в среду официальный представитель авиакомпании. Авиакомпании Taiwan China Airlines и EVA Air видят возможности получения высокой прибыли в перевозке грузов в Шанхай.
До нынешней волны инфекций в Шанхае China Eastern Airlines и China Southern Airlines приостановили свои грузовые перевозки в Соединенные Штаты из этого аэропорта, объясняя влияние пандемических ограничений на авиаперевозки.
… цены на грузовые авиаперевозки растут
Еще до последней волны заражений грузоотправители почувствовали нехватку мощностей. Проблемы с предложением возникли практически с самого начала пандемии, когда не было пассажирских рейсов, на которых в мировом масштабе перевозилась около половины грузов.
Из-за отсутствия предложения цены на фрахт из Шанхая в США за неделю выросли на 15–25 процентов. Еще больше, до 160 процентов по сравнению с началом августа, поднялись фрахтовые ставки на маршруте Шанхай-Тайбэй, а на маршрутах в Европу — с 12 до 15 процентов.
Ставки фрахта в настоящее время составляют около 10,5 долларов за килограмм, и грузоотправители прогнозируют, что скоро придется платить от 15 до 20 долларов за килограмм груза, отправляемого из Китая. Единственный период в истории, когда ставки взлетели до этого уровня, был в мае 2020 года. Тогда почти все пассажирские рейсы были остановлены, а правительства и больницы по всему миру лихорадочно закупали медицинское оборудование из Китая.
Без плана и без предсказуемости
SIAS, принадлежащая шанхайскому аэропорту, Air China и небольшие компании по обработке грузов, не сообщает, когда будут полностью восстановлены грузовые авиаперевозки. Большое скопление необработанных грузов на терминалах обслуживания и на объектах означает, что задержки продлятся не менее нескольких недель. Everstream Analytics рекомендует пользоваться услугами Cargolux, Nippon Cargo, ANA, Kalitta Air или SF Express, то есть перевозчиков, сотрудничающих с перегрузочными компаниями в аэропорту Шанхая, не пострадавших от волны заражений. Однако у многих из этих авиакомпаний уже получили полный объем заказов и не располагают местами места для новых клиентов.
«Вы должны дать своим клиентам стабильность. Вы должны сказать им, каков план на следующие две или четыре недели, и каким бы он ни был, люди хотят его увидеть. Они хотят убедиться, что вы не находитесь все время на грани хаоса. Мы не можем контролировать COVID-19, мы не можем контролировать, сколько людей может дать положительный результат. А ведение бизнеса в надежде и мольбе о том, что они не пройдут испытание, не увенчается успехом», — сказал Джонс Шах, бывший начальник отдела грузовых перевозок Delta Air Lines, отметив, что в Шанхае не следует ожидать неминуемых изменений.
Андрей Бочкарев