Самолеты

УТБ-2 — учебно-тренировочный бомбардировщик

УТБ-2 — учебно-тренировочный бомбардировщик

После окончания Второй мировой войны на вооружении ВВС СССР находилось еще достаточно много фронтовых бомбардировщиков Ту-2. Во время войны решить проблему создания его учебного варианта с размещением инструктора на рабочем месте штурмана не было возможным. Но такой учебный самолет мог решить только небольшую проблему — переучивания летчиков на Ту-2 и его модификации. Однако решить задачу массовой подготовки летчиков бомбардировочной авиации в училищах машина не могла. Тем более что в послевоенное время развернулось строительство дальнего бомбардировщика Ту-4 с рядным расположением пилотов.

Так возродилась довоенная идея учебно-тренировочного бомбардировщика первоначального обучения, причем для подготовки не только летчиков, но и воздушных стрелков и штурманов. Построенный учебный самолет УТ-3 конструкции А.С. Яковлева так и не пошел в серию. В конце 1945 г. задание на разработку такого самолета поручили ОКБ П.О. Сухого. ОКБ А.Н. Туполева в то время было занято более актуальными проектами и отказалось от разработки учебного варианта. В соответствии с тематическим планом МАП на 1946 г. требовалось создать учебнотренировочный бомбардировщик с максимальной скоростью не менее 375 км/ч на высоте 2000 м, практическим потолком 6000 м и дальностью 800 км. Он должен был поднимать до 200 кг и в перегрузку до 400 кг бомб. Хотя самолет рассчитывался на экипаж из трех человек, в нем предусмотрели четыре рабочих места — для двух пилотов и штурмана в носовой кабине и стрелка-радиста в задней.
Для реализации проекта был взят серийный бомбардировщик Ту-2. П.О. Сухой решил сделать его проще, легче, дешевле и безопаснее для обучения молодых летчиков. Машина получила обозначение УТБ (учебно-тренировочный бомбардировщик). Была полностью переделана носовая часть фюзеляжа, в ней разместили курсанта и инструктора в ряд. Из-за этого фюзеляж получил специфическую форму головастика. Бомбовую нагрузку разместили на наружной подвеске, а грузоотсек заделали. Двигатели заменили на менее мощные карбюраторные АШ-21 (однорядная звезда воздушного охлаждения) взлетной мощностью 700 л.с. В связи со значительно меньшим взлетным весом по сравнению с Ту-2 облегчили и шасси. Для подготовки воздушных стрелков и штурманов предусмотрели верхнюю подвижную стрелковую установку с пулеметом УБТ.

Читать так же:
И-15 бис - советский истребитель 1930-х годов

УТБ-2 с бомбами ФАБ-50

В июне 1946 г. начались заводские летные испытания УТБ-2, которые проводил летчик-испытатель Н.Д. Фиксон. Испытания показали, что самолет по основным данным почти соответствует заданию. Исключение составили лишь максимальная скорость, меньшая на 3 км/ч, и завышенная на 10 км/ч посадочная скорость. Подвеску под крылом УТБ ограничили двумя бомбами по 100 кг или четырьмя — по 50 кг. Этого было вполне достаточно для обучения курсантов. На первой серийной машине для увеличения путевой и продольной устойчивости удлинили носовую часть фюзеляжа на 300 мм, а двигатели сместили вперед на 150 мм. После всех испытаний самолет УТБ-2 был запущен в серийное производство на заводе № 381. По общему мнению летчиков, самолет отличался хорошей устойчивостью и управляемостью и мог совершать горизонтальный полет на одном двигателе.
Самолет эксплуатировался не только в училищах, но и в строевых частях. Их использовали в качестве буксировщиков мишеней, предназначавшихся для тренировки летчиков-истребителей. Часть машин передали в ГВФ для подготовки пилотов гражданской авиации. В 1950 г. шесть экземпляров были поставлены в Польшу и эксплуатировались там до 1955 г. С наступлением эпохи реактивной авиации их сменили учебные Ил-28У.

Тактико-технические характеристики УТБ-2

Экипаж, чел.
4

Двигатель, тип х кол, название
ПДх2, АШ-21

Мощность, л.с.
700

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
18,86 / 48,8

Длина самолета / высота самолета, м
13,98 / 4,45

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
6640 / 5470

Полной нагрузки, кг
1170

Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
395 / 364

Практический потолок, м
7000

Максимальная дальность, км
940

Вооружение
пулемет 1 х 12,7 мм УБТ,
до 200 кг бомб

Фото УТБ-2

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»