Самолеты

И-15 бис — советский истребитель 1930-х годов

И-15 бис — советский истребитель 1930-х годов

Истребитель-биплан И-15бис с неубирающимся шасси, представлявший собой усовершенствованный вариант самолета И -15, строившегося в 1934-1935 гг., но к началу ВОВ уже сошедшего со сцены. Машина разработана под руководством Н. Поликарпова и стала единственным истребителем-бипланом его конструкции с обычным центропланом верхнего крыла (все остальные машины имели центроплан типа «чайка»). Усовершенствованию подверглась мотоустановка, вооружение и ряд других систем самолета. Поначалу предполагалось сделать кабину пилота закрытой, но в серии она оставалась открытой, лишь с козырьком.

Советский истребитель И-15бис (И-152) — видео

Прототипа в привычном смысле не было — сразу строилась войсковая серия, первый экземпляр которой был готов в апреле 1937 г. В ходе испытаний самолет, показал хорошую маневренность, но скоростные качества были признаны недостаточными — машина смогла развить лишь 360 км/ч, существенно уступая как моноплану И-16, так и разрабатывавшемуся биплану с убирающимся шасси И-153. Тем не менее, после внесения ряда изменений, направленных на снижение массы, И-15бис приняли на вооружение и запустили в серийное производство на московском заводе № 1, в 1937-1939 гг. построившем 2403 таких самолета.

Боевой дебют И-15бис состоялся в Китае — имеются сведения о поставке таких самолетов уже в 1937 г., т.е., практически сразу же после начала выпуска. В общей сложности в эту страну поступило 347 советских истребителей-бипланов — в основном И-15бис, но вероятно также и более старых И-15. Самолеты значительно уступали японским истребителям-монопланам в скорости и скороподъемности, и к 1940 г. И-15бис в ВВС Китая почти не осталось.
В Испанию «под занавес» гражданской войны поставили 30 самолетов И-15бис. Машины применялись исключительно как штурмовики и по оценкам пилотов ни в чем не превосходили обычных И-15. 20 самолетов, доставшихся франкистам, эксплуатировались до середины 40-х гг.
В боях на Халхин-Голе в середине 1939 г. участвовало, в общей сложности, около 100 И-15бис ВВС РККА. Боевые потери составили 56 машин. Здесь, как и в Китае, И-15бис не смогли составить конкуренцию японским истребителям, и к концу конфликта использовались лишь для ночного патрулирования. Участвовали И-15бис и в советско-финляндской войне — к её началу у границ Финляндии было сосредоточено 276 таких самолетов. И-15бис, обладающие хорошими взлетно-посадочными характеристиками и установленные на лыжные шасси, оказались наиболее приспособленными для ведения боевых действий зимой. Основными задачами для этих самолетов были ближняя разведка и атаки наземных целей, использование их в качестве истребителей было ограниченным.
5 И-15бис в ходе «зимней войны» стали финскими трофеями и эксплуатировались как учебные до 1945 г.

Читать так же:
Ан-22 «Антей» - транспортный самолет

Недостаточность летных характеристик И-15бис для применения в качестве истребителя была вполне очевидной. Поэтому ещё в мае 1939 г. начальник ВВС РККА дал указание передать все имеющиеся И-15бис на вооружение штурмовых авиаполков. Тем не менее, накануне нападения нацистской Германии на СССР в истребительных частях приграничных округов ещё числилось 268 таких самолетов, в ВВС Черноморского, Балтийского и Северного флотов имелось 138 И-15бис. В ходе ВОВ применение их в качестве истребителей было эпизодическим, но в штурмовых и ночных бомбардировочных полках И-15бис применялись до второй половины 1943 г. На 1 июня 1943 г. в действующей армии имелось 32 самолета этого типа. На Дальнем Востоке они встречались гораздо дольше -известно, что ещё в 1945 г. в ВВС Монголии на И-15бис летала 1 АЭ.
Принятие на вооружение И-15бис нельзя признать оправданным — самолет, формально считающийся истребителем, на деле уже не мог эффективно выполнять задачи борьбы с воздушным противником, уступая по всем показателям не только истребителям, но и многим бомбардировщикам противника. Однако И-15бис довольно долго использовались в качестве ударных.

Тактико-технические характеристики И-15бис

Двигатель
М-25В, 750 л.с

Размах крыла, м
10,2

Длина самолета, м
6,28

Высота самолета, м
3,41

Площадь крыла, кв. м
22,50

Масса пустого самолета, кг
1310

Масса нормальная взлетная, кг
1730

Максимальная скорость у земли, км/ч
327

Максимальная скорость на высоте, м
379/3500

Практический потолок, м
9800

Дальность полета, км
740

Вооружение
4 7,62-мм синхронных пулемета ПВ-1 (суммарный боекомплект 3050 патронов); возможна подвеска бомб общей массой до 150 кг, а часть машин получила направляющие для 82-мм НАР РС-82

Фото И-15бис (И-152)

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»