Самолеты

2У-БЗ — учебно-тренировочный самолет

2У-БЗ — учебно-тренировочный самолет

К началу 1923 г. учебные самолеты П-IV А.А. Пороховщикова явно устарели. Назрела необходимость в новом учебном самолете, но в связи с отсутствием двигателя мощностью в 100 л.с. работа откладывалась. Задание на разработку такого двигателя Главкоавиа выдало на конкурсной основе коллективам моторостроителей в конце 1924 г. Ожидалось, что через год появится опытный мотор, и тогда можно будет начать проектирование машины.

В январе 1925 г. в предварительный план включили задание на переходный самолет, хотя первоначально предполагалось использовать для этой цели варианты разведчика Р-1 с двигателем «Майбах». В сентябре 1925 г. Авиатрест известил письмом завод № 1 о том, что «самолет первоначального обучения начнет проектироваться по особому распоряжению в связи с постройкой нового учебного мотора».

Н.Н. Поликарпов имел иной взгляд на концепцию учебного самолета. Он считал энерговооруженность важным фактором безопасности полета, и поэтому, кроме проекта под заданную требованиям ВВС мощность двигателя в 100 л.с., решил параллельно разработать учебную машину под сменные немецкие моторы БМВ IIIа и БМВ IVa, т.е. большей мощности, чем предусматривалось техническим заданием. Первые наброски проекта выполнили осенью 1924 г. До апреля 1925 г. КБ успело сделать два варианта эскизного проекта, получившие обозначение 2У-БЗ, или 2УБ-3, что означало «второй учебный с мотором БМВ Ша». С августа 1925 г. началась постройка 2У-БЗ. К этому времени в НТК ВВС окончательно возобладало мнение о необходимости установки на учебный самолет двигателя мощностью 100 л.с. Поэтому 2У-БЗ в документах стал называться «самолетом переходного типа».

2У-БЗ представлял собой биплан чистых форм преимущественно деревянной конструкции. Панели из гофрированного дюраля закрывали двигатель, а щели между гофром и фюзеляжем использовались для его охлаждения. Крыло — двухлонжеронное, с эллиптическими законцовками, верхнее и нижнее крылья сделали взаимозаменяемыми. Вынос верхнего крыла составлял 795 мм, этот размер выбрали с таким расчетом, чтобы под задним лонжероном верхнего крыла находился передний лонжерон нижнего. Это позволяло использовать в бипланной коробке жесткие подкосы вместо расчалок, хотя при необходимости расчалки могли быть также установлены. Шасси — с резиновой амортизацией. Вес пустого самолета составлял 910 кг. Кабина инструктора находилась далеко от центра тяжести, что можно считать основным недостатком выбранной схемы, так как при полете с одним членом экипажа центровка самолета заметно менялась.

Читать так же:
Дассо «Рафаль» - французский истребитель

20 февраля 1926 г. самолет вывезли на аэродром. После наземных испытаний 14 марта летчик В.Н. Филиппов совершил на нем первый полет. К апрелю заводские испытания были закончены, самолет показал летные данные, близкие к расчетным. Затем самолет, получивший обозначение П-1 (переходный-первый), поступил на испытания в НИИ ВВС. Из-за установки дополнительного оборудования вес самолета стал больше, но тем не менее он показал летные данные, превышающие заданные в требованиях НТК. После госиспытаний ВВС заказали десять самолетов для проведения войсковых испытаний, чтобы, исходя из их результатов, принять окончательное решение по самолету. Осенью 1926 г. руководство ВВС пришло к мысли, что переходный самолет должен давать навыки боевого применения, и изменило учебные программы. Кроме того, они утверждали, что переходный самолет с соответствующим вооружением мог бы использоваться и в качестве разведчика. Начальник ВВС П.И. Баранов при посещении завода № 1 высказал эту мысль Н.Н. Поликарпову. Поликарпов согласился и сделал распоряжение об изменении конструкции. Было дано официальное задание на установку вооружения и оборудования на самолет П-1 с двигателем БМВ IVa.

Тактико-технические характеристики самолета 2У-БЗ

Экипаж, чел.
2

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, БМВ IIIа

Мощность, л.с.
185

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
10,45 / н/д

Длина самолета / высота самолета, м
7,46 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1220 /910

Полной нагрузки, кг
310

Максимальная скорость у земли, км/ч
184

Практический потолок, м
5120

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»