Самолеты

УТ-1 (АИР-14) — учебно-тренировочный самолет

УТ-1 (АИР-14) — учебно-тренировочный самолет

В середине 1930-х гг. десятки аэроклубов ежегодно выпускали тысячи летчиков, обучающихся на двухместных учебных самолетах У-2 и УТ-2. Для повышения мастерства пилотов и качества летной подготовки требовалась более маневренная и скоростная одноместная машина. Такой учебно-тренировочный самолет, получивший название УТ-1 (АИР-14), был построен в 1936 г. в ОКБ А.С. Яковлева. По своей неприхотливости в эксплуатации самолет УТ-1 был близок к УТ-2, кроме того, у них были общие двигатели, что способствовало быстроте его освоения.

Но конструктивно УТ-1 значительно отличался от УТ-2. Традиционная ферменная конструкция фюзеляжа выполнена сварной из мягких стальных труб. Такое решение выбрано неслучайно: оно обеспечивало высокую прочность самолета при минимальной массе. По этим же соображениям цельнодеревянное крыло не имело никаких разъемов по размаху и подстыковывалось к ферме фюзеляжа снизу на четырех болтах. Этот тип крыла перешел потом в истребитель Як-1. В остальном — по конструкции шасси, оперения, управления, установке двигателя и т.д. — УТ-1 и УТ-2 имели много общего. На самолет был установлен звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с.
Заводские летные испытания самолета начались в 1936 г., их проводил летчик-испытатель Ю.И. Пионтковский. Для проверки шасси с резиновой пластиковой амортизацией летчик Пионтковский за один день выполнил 300 посадок, а потом — тысячу посадок за несколько дней. Затем самолет передали на госиспытания. Летные данные были хорошие, хотя самолет был строг в пилотировании, но это не беспокоило военных, так как он служил для подготовки летчиков на еще более строгий истребитель И-16. Повторные испытания доработанного самолета с двигателем М-11Г прошли успешно, и его запустили в серию на двух заводах. В отчете НИИ ВВС была отмечена отличная маневренность, хорошее выполнение фигур и легкость обслуживания.

Самолет УТ-1 серийно выпускался несколько лет, всего было выпущено более 1200 машин. Удачная конструкция машины послужила базой для многих вариантов и модификаций. Главным недостатком исходного варианта самолета была неустойчивость на некоторых режимах полета. Впоследствии недостаток был устранен смещением вперед центра тяжести за счет удлинения моторамы. Самолеты применялись для тренировок летчиков-истребителей. Для отработки навыков стрельбы в воздухе на самолет устанавливались пулеметы ШКАС. В годы войны УТ-1 успешно применялся в боевых условиях для поражения воздушных и наземных целей. На УТ-1 с экспериментальным крылом были исследованы в полете особенности динамики самолета на больших углах атаки. На самолете было установлено шесть мировых рекордов скорости, дальности и высоты. В октябре 1937 г. летчик Д.Н. Федосеев выполнил рекордный перелет Москва — Уфа дальностью 1174,8 км.
Весной 1937 г. на Тушинском аэродроме проходил авиационно-спортивный праздник, на котором демонстрировались новые самолеты. После праздника так же, как в 1935 г., было решено устроить соревнования для выявления лучших самолетов. Воздушные гонки решили провести по маршруту Москва — Севастополь — Москва. К старту было подготовлено 19 самолетов разных конструкторов. На аэродром проводить летчиков приехали секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев и заместитель наркома обороны по авиации Я.И. Алкснис. 24 июля 1937 г. по заранее определенному жеребьевкой порядку самолеты поднялись в воздух. Стартовавший последним летчик В.П.Дымов на самолете УТ-1 с двигателем М-11Е стал победителем на половине маршрута, а затем и всей гонки. Кубок ЦК ВЛКСМ был присужден летчику В.П. Дымову как абсолютному чемпиону.

Читать так же:
М-17 "Стратосфера" - высотный дозвуковой самолет-разведчик

Тактико-технические характеристики самолета УТ-1

Экипаж, чел.
1

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-11

Мощность, л.с.
100

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
7,3 / 9,58

Длина самолета / высота самолета, м
5,75 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
618 / 449

Полной нагрузки, кг
169

Максимальная скорость у земли, км/ч
241

Практический потолок, м
5000

Максимальная дальность, км
670

Вооружение
2 × 7,62-мм ШКАС или 4 x НУРС

Фото УТ-1

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»