Самолеты

И-2 — первый советский истребитель собственной конструкции принятый на вооружение

И-2 — первый советский истребитель собственной конструкции принятый на вооружение

Конструктора Д.П. Григоровича можно по праву считать создателем первого серийного истребителя в СССР. Он оказался единственным в послереволюционной России конструктором, обладающим не только именем, но и опытом. В январе 1923 г. на московском авиазаводе № 1 (бывший «Дуке») образовалось конструкторское бюро. Первое время его руководителем был Н.Н. Поликарпов, однако уже в феврале на эту должность назначили Д.П. Григоровича.

Отношение к нему было подчеркнуто благожелательным, связано это было с широкой известностью создателя знаменитых летающих лодок М-5 и М-9. Оба начальника — старый и новый — выдвинули свои концепции будущего истребителя. Практически параллельно разрабатывались две машины, обе под американские двигатели «Либерти», производство которых под обозначением М-5 разворачивалось в стране. Но если создание самолета Григоровича велось как официальная опытная работа, то машина Поликарпова строилась инициативно, исключительно в нерабочее время и даже по ночам.

Опытный истребитель Григоровича представлял собой нормальный биплан деревянной конструкции с крыльями небольшой стреловидности. Самолет получил название И-1, поскольку с весны 1923 г. для обозначения разрабатываемых самолетов-истребителей в СССР начали использовать заглавную букву И. Постройка И-1 завершилась в октябре 1923 г. При испытаниях самолет не показал ожидаемых результатов, скорость оказалась равной лишь 230 км/ч. Однако самолет считался опытным, поэтому с самого начала испытаний он подвергался многочисленным переделкам и изменениям. Отчаявшись довести свой И-1 до требуемого уровня путем мелких переделок, Григорович решился на радикальный шаг — разработку нового самолета, но с теми же размерами и под тот же двигатель.

Постройка нового самолета И-2 началась 1 февраля 1924 г., а уже 6 сентября он был готов. Самолет представлял собой одномоторный биплан смешанной конструкции. Бипланная коробка состояла из крыльев одинакового размаха, без выноса и поперечного V, с центральной И-образной стойкой. 4 ноября летчик-испытатель А.И. Жуков впервые поднял машину в воздух. Показанные отличные летные данные были достигнуты ценой некоторого ущерба для эксплуатации. Летчик Жуков после шести полетов отказался продолжать испытания из-за «ненормального» поведения машины в воздухе. Продолжившие испытания летчики-испытатели М.М. Громов и В.Н. Филиппов, наоборот, хвалили машину. Но они забраковали кабину, поскольку она была чрезвычайно мала и неудобна. После ряда доработок, но все еще с некоторыми недостатками самолет был запущен в серийное производство. Военные, хоть и принимали самолеты, настойчиво требовали продолжить совершенствование машины.

Читать так же:
ИП-1 (ДГ-52) - пушечный истребитель

Аварийная посадка самолета И-2бис

Следующая машина И-2бис несколько отличалась от опытной. На ней была увеличена прочность отдельных узлов, пересмотрена технология постройки, расширена кабина летчика. Среди заметных внешних отличий — новые стойки бипланной коробки, измененное шасси и хвостовое оперение. Весной 1927 г. самолет поступил на испытания, но еще до их окончания было принято решение о его серийном строительстве. Несмотря на все усилия конструкторов, летные характеристики и другие свойства самолета оказались далеко не удовлетворительными. В заключении по результатам военных испытаний было сказано: «Самолет И-2бис, имея малую скорость, скороподъемность, потолок и слабую маневренность, не может быть признан современным истребителем…» Но других боевых самолетов не было, и поэтому И-2бис оставался единственным отечественным истребителем, состоящим на вооружении. Строительство серии продолжалось до 1929 г., всего было выпущено 211 машин.

Тактико-технические характеристики И-2бис

Экипаж, чел.
1

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-5 («Либерти»)

Мощность, л.с.
400

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
9,15 / 23,81

Длина самолета / высота самолета, м
7,5 / 2,8

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1597 / 1197

Полной нагрузки, кг
400

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
228 / 235

Практический потолок, м
5340

Максимальная дальность, км
600

Вооружение
2 пулемета ПВ-1, 7,62-мм

Фото И-2

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»