Самолеты

Ла-5 — советский истребитель

Ла-5 — советский истребитель

Истребитель, представлявший собой адаптацию ЛаГГ-3 под двигатель воздушного охлаждения М-82. Проработки подобной модификации велись ещё с конца 1940 г. Летом 1941 г. под руководством М.И. Гудкова на заводе № 21 (г. Горький) был построен самолет Гу-82, а в начале 1942 г. на заводе № 31, эвакуированном в Тбилиси — самолет ЛаГ-5, спроектированный М.П. Горбуновым. Однако в серию внедрили третий вариант ЛаГГ-3 с М-82, разработанный под руководством С.А. Лавочкина.

Истребитель Ла-5 — видео

Постройку опытного экземпляра вели на заводе №21. Впервые он поднялся в воздух в марте 1942 г., а уже 21 апреля было подписано в целом положительное заключение о результатах госиспытаний. 20 мая вышел приказ о запуске самолета в серийное производство на заводе № 21 под обозначением ЛаГГ-5, но в августе 1942 г. обозначение сменили на Ла-5. Самолет сохранил присущую ЛаГГ-3 цельнодеревянную конструкцию. Вооружение — две 20-мм синхронные пушки СП-20. Допускалась подвеска двух 50-кг авиабомб.

Войсковые испытания Ла-5 проходили во второй половине августа 1942 г. в 49-м ИАП во время Ржевско-Сарычевской операции. За две недели новые самолеты выполнили 180 боевых вылетов, сбив 16 вражеских машин и потеряв 10 своих. При этом имели место многочисленные поломки и аварии Ла-5. Во второй половине августа под Сталинград прибыл 240й ИАП, лишившийся почти всех Ла-5 за 10 дней боев. В более заметном количестве Ла-5 появились под Сталинградом в декабре 1942 г. Здесь на них воевали 13-й и 181-й ИАП, 3-й и 5-й ГИАП.
По состоянию на 1 января 1943 г. ВВС РККА располагали 717 Ла-5 — менее 10 % парка истребителей. С марта они принимали участие в боях под Харьковом, затем на Кубани, под Ленинградом и Великими Луками. В массовом количестве Ла-5 применялись в битве на Курской дуге. Здесь на них воевали 215-я, 279-я, 286-я, 295-я, 302-я, 322-я ИАД, 3-я и 8-я ГИАД, а также пять полков в составе других дивизий — в общей сложности, 29 полков. Осенью 1943 г. Ла-5 сражались на р. Миус и в битве за Днепр. К концу года самолеты этого типа имелись на всех фронтах, кроме Крайнего Севера, а также в ВВС Балтийского и Черноморского флотов.

В 1944 г. тактика боевого применения Ла-5 обогатилась за счет более широкого применения наступательных приемов, в т.ч. «свободной охоты» и блокировки вражеских аэродромов. Для «свободной охоты» выделялись целые полки — например, 19-й ИАП (1-й Украинский фронт). В блокирующих действиях значительных успехов добилась 1-я ГИАД ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Самолеты Ла-5 составляли значительную долю не только во фронтовой авиации, но и в истребительных корпусах Резерва Ставки -например, в 4-м и 7-м ИАК. Весной 1944 г. эти корпуса действовали на румынском направлении. В июне-июле 1944 г. части, вооруженные Ла-5, приняли активное участие в наступательной операции «Багратион» на территории Белоруссии. Внесли свой вклад Ла-5 и в прорыв блокады Ленинграда, освобождение Карелии. Но, хотя производство Ла-5ФН ещё продолжалось, в строевых частях на смену им начали приходить более совершенные Як-3, Як-9У и Ла-7. Тем не менее, к моменту завершения Великой Отечественной войны Ла-5 (в основном модификации ФН) ещё находились на вооружении 42 истребительных авиаполков. Они участвовали в боях в Восточной Пруссии, Венгрии, Чехословакии, в Берлинской наступательной операции. После окончания войны началось массовое списание Ла-5, но ещё в августе 1945 г. отдельные части (например, 939-й ИАП) успели принять эпизодическое участие в войне с Японией. В целом, деревянная конструкция Ла-5, вполне уместная в военное время, когда срок службы самолета был, как правило, небольшим, не годилась для длительной эксплуатации в мирное время. В апреле 1946 г. были официально сняты с вооружения Ла-5 и Ла-5Ф, а год спустя аналогичное решение приняли и по Ла-5ФН.

Читать так же:
Гидросамолет М-9

Помимо СССР, Ла-5ФН состояли на вооружении в Чехословакии. Весной 1944 г. ими вооружили сформированную в СССР 128-ю отдельную ИАЭ, вскоре развернутую в 1-й чехословацкий ИАП, получивший 24 Ла-5ФН и 1 Ла-5УТИ. Во время Словацкого национального восстания в сентябре-октябре 1944 г. эта часть базировалась в Зволене, на территории, контролируемой повстанцами. В январе 1945 г. было получено ещё 4 Ла-5УТИ, а в апреле-мае — 27 Ла-5ФН. После войны чехословацкие Ла-5ФН получили обозначение S-95, а Ла-5-УТИ — CS-95. С вооружения их сняли в середине 1948 г.
Самолет Ла-5 со всеми своими достоинствами и недостатками был продуктом своей эпохи, созданным с учетом трудностей военного времени, потребностей фронта и возможностей массового производства. По комплексу летно-тактических характеристик Ла-5 неплохо подходил к условиям Восточного фронта и внес заметный вклад в Победу.

Основные модификации Ла-5:

Общий объем серийного выпуска Ла-5 всех модификаций составил 10002 самолета. Львиная доля приходилась на завод № 21 — 9229 машин (1107 в 1942 г., 4619 в 1943-м и 3503 в 1944-м). Завод № 381 сдал 460 самолетов (239 в 1943 г. и 221 в 1944-м), № 99 -286 (184 в 1943 г. и 102 в 1944 г.) и № 31 — 27 (22 в 1942 г. и 5 в 1943 г.). Боевые потери составили 2591 машину: 73 в 1942 г., 1460 в 1943-м, 825 в 1944-м и 233 в 1945 г. Не менее серьезными были и потери в авариях и катастрофах: лишь в 1944 г. по этим причинам списали 736 самолетов.Основные модификации:

Ла-5 — двигатель М-82А. В ходе производства внедрена бронеспинка и протектирование баков, а с октября 1942 г. -бронестекло козырька фонаря. Серийный выпуск на заводе № 21 начался в августе 1942 г. (первоначально путем переделки готовых планеров ЛаГГ-3), в декабре 1942 — январе 1943 гг. небольшую партию Ла-5 собрал завод № 31.

Ла-5Ф — вариант с двигателем М-82Ф с улучшенной системой управления форсажем и маслосистемой. Для облегчения машины боекомплект пушек уменьшен с 220 до 200 патронов на ствол, также уменьшен запас топлива. Поздние серии получили пониженный гаргрот и фонарь с обзором назад. С декабря 1942 г. строился заводом № 21, затем выпуск освоен заводами № 99 в Улан-Удэ и 381 в Москве.

Ла-5ФН — строился с мая 1943 г. Установлен двигатель М-82ФН с непосредственным впрыском. Боекомплект пушек уменьшен до 170 патронов на ствол. В процессе производства внедрялись многочисленные усовершенствования, главным из которых внедрение металлических лонжеронов крыла (с 39-й серии). Также введено устройство аварийного сброса фонаря, система нейтрального газа и пр.

Ла-5УТИ — двухместный учебно-тренировочный истребитель. Из вооружения оставлена только одна пушка. Отличался ухудшенной по сравнению с базовой машиной продольной и путевой устойчивостью. Незначительное количество переоборудовано из самолетов, поступавших на ремонт.
В серию не внедрялись модификации Ла-5ТК (высотный истребитель, снабженный двумя турбокомпрессорами ТК-3) и Ла-5 с мотором М-71Ф.

Тактико-технические характеристики Ла-5Ф

Двигатель: тип / мощность, л.с.
М-82Ф / 1700

Размах крыла, м
9,8

Длина самолета, м
8,67

Высота самолета, м
2,54

Площадь крыла, кв. м
17,62

Масса, кг: нормальная взлетная
3200

Масса, кг: максимальная взлетная
3300

Максимальная скорость, км/ч: у земли
569

Максимальная скорость, км/ч: на высоте, м
600/6300

Практический потолок, м
9550

Дальность полета, км
1190

Фото Ла-5

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»