Самолеты

ЗМ — стратегический бомбардировщик

ЗМ — стратегический бомбардировщик

Стратегический бомбардировщик ЗМ — модификация М-4 с увеличенной дальностью полета. На нем двигатели АМ-ЗА заменили на ВД-7, имевший на 25% меньший расход топлива, большую на 26% тягу и меньший вес и размеры. Аэродинамическое качество самолета возросло за счет установки нового крыла увеличенного размаха и горизонтального оперения с улучшенными характеристиками без поперечного V, начиная со второй машины — с управляемым переставным стабилизатором.

Консоли бомбардировщика ЗМ крыла имели отрицательную крутку, механизация крыла по типу М-4. Переднюю часть фюзеляжа перекомпоновали, в результате появилась возможность антенну станции РБП-4 перенести из-под фюзеляжа в удлиненную на 1 метр носовую часть, а сверху установить приемную штангу для дозаправки топливом в полете. Кабина членов экипажа была перекомпонована и улучшены условия работы, обеспечивалось перемещение сидений летчиков в положение для отдыха.
Постройка первого опытного самолета завершилась в начале осени 1955 г. В связи с задержкой двигателей ВД-7 испытания решили проводить с двигателями АМ-ЗА. 27 марта 1956 г. экипаж во главе с летчиком-испытателем М.Л. Галлаем совершил на новой машине первый полет. Затем испытания проводили с двумя двигателями ВД-7 и двумя АМ-ЗА из-за сомнений в надежности работы ВД-7. Заканчивали испытания уже с полностью установленными двигателями ВД-7. Во время испытаний под крылом самолета устанавливались дополнительные подвесные баки, общей емкостью 13 000 л, максимальный вес при этом достигал 202 ООО кг. Серийный выпуск самолетов ЗМ начался еще до завершения испытаний.

Во время испытаний ни одна опытная машина не была потеряна. В 1959 г. на бомбардировщике ЗМ установили 12 мировых рекордов высоты и грузоподъемности, в том числе подъема с грузом 10 т на высоту 15 317 м, а на высоту 2 км был поднят груз 55 220 кг. В таблице самолет зарегистрировали под именем «201М».
Очередная модификация самолета ОКБ В.М. Мясищева вышла в связи с постановлением правительства СССР от 1 августа 1958 г., предписывающим создать самолет-ракетоносец на базе самолета ЗМ. На нем установили совершенное оборудование, улучшили аэродинамику самолета. Внешне он отличался удлиненной, заостренной носовой частью фюзеляжа со штангой на конце, что улучшило обтекаемость машины. Силовая установка состояла из четырех более экономичных двигателей ВД-7Б. После совместных испытаний было принято решение о замене в серийном производстве самолета ЗМ самолетом ЗМД. Всего было построено 90 самолетов ЗМ всех модификаций, считая опытные. В связи с международными договорами часть самолетов ЗМ переоборудовали в самолеты-заправщики.

Читать так же:
Як-23 - реактивный истребитель

Основные модификации самолета ЗМ:

ЗМД — серийный стратегический бомбардировщик;

ЗМС-2 — самолет-заправщик;

ЗМ-Т «Атлант» — самолет для перевозки крупногабаритных грузов на внешних надфюзеляжных креплениях

Тактико-технические характеристики бомбардировщика ЗМ

Экипаж, чел.
7

Двигатель, тип х кол, название
ТРДх4, ВД-7А

Тяга, кгс
11 000

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
52,4 /351,7

Длина самолета / высота самолета, м
48,54 / 11,17

Масса: максимальная взлетная /
пустого, кг
189 580 / 73 430

Полезной нагрузки, кг
24 000

Максимальная скорость на высоте, км/ч
950

Практический потолок, м
12 700— 13 200

Максимальная дальность, км
11 870

Вооружение
Стрелково-пушечное: АМ-23, 6×23.
Бомбы: 2 × ФАБ-9000 или ФАБ-5000,
6 × ФАБ-3000, 28 × ФАБ-500, 52 × ФАБ-250

Фото бомбардировщика ЗМ

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»