Ту-142 — противолодочный самолет
Ту-142 — противолодочный самолет
Официально разработка предназначенного для ведения ПЛО самолета на базе машины Ту-95 началась в 1963 г. В основе самолета Ту-142 лежит планер Ту-95РТ, оснащенный системами поиска, сопровождения и уничтожения подводных целей. На новом самолете была установлена обладающая высокой точностью определения координат сложная навигационная аппаратура как часть системы расчета данных для наведения оружия. Прежние по пытки КБ Туполева создать противолодочный самолет на базе машины Ту-95ПЛО, предложенный в начале 1960-х гг. окончились неудачей только из-за отсутствия такой мощной системы обнаружения.
Противолодочный самолет Ту-142 — видео
Ту-142 был также оснащен аппаратурой для ведения радио-электронной разведки дополнительными системами РЭБ «Квадрат 2» и «Куб-3». В соответствии с советскими концепциями применения авиации Ту-142 должен был иметь возможность взлетать с необорудованных взлетных полос, поэтому на самолете было установлено новое шасси с шестью колесами на каждой основной стойке и увеличенными гондолами для них. Другие усовершенствования включали увеличение площади крыла с новыми жесткими металлическими топливными баками и установку комплекта аппаратуры РЭП.
Начиная со второго прототипа, кабина самолета имела длину на 1,5 м больше для обеспечения установки новых систем. Прототип Ту-142 впервые поднялся в воздух 18 июля 1968 г. В сравнении с Ту-95РТ, с которым оставалось много общих черт, отличало отсутствие подфюзеляжной и надфюзеляжной орудийных турельных установок, меньших размеров обтекатель инфракрасной аппаратуры, установленный на месте большого диэлектрического обтекателя. Новые антенны были установлены в обтекателях на концевых оконечностях стабилизатора, заменив систему «Арфа», которой оснащались самолеты Ту-95РТ. В мае 1970 г. первые серийные машины были переданы в противолодочные формирования советского ВМФ для испытаний с целью оценки их летно-технических данных.
После успешного завершения испытательных полетов и комплексного испытания и оценки возможностей РЛС обнаружения «Беркут-95» в декабре 1972 г. были официально приняты на вооружение. Боевые возможности самолетов снижались из-за их медленных поставок, а 12 полученных авиации ей ВМФ в 1972 г машин (из 36 заказанных) были оснащены 12-колесными основными шасси, такими же, как на первом прототипе. В ходе эксплуатации Ту-142 способность их действий с грунтовых аэродромов оказалась ограниченно востребованной. Кроме того, летно-технические данные снижались из за массы машин, и эти два фактора привели впоследствии к появлению плана модернизации самолетов.
Модернизированный Ту-142 имел оборудованные места отдыха для экипажа при длительных полетах, а главные стойки шасси были заменены более легкими аналогами, что привело к снижению массы на 3600 кг и, как следствие, улучшению летных данных самолета. Этот вариант машины не получил нового обозначения (только 18 единиц было выпущено до запуска в производство Ту-142М), лишь в западных документах использовалось название («Бэа-Ф Мод. 1»). В 1972 г. завод в Куйбышеве выпустил последнюю машину, послужившую стандартом для производства самолетов Ту-142М на таганрогском предприятии. Самолеты Ту-142М имели удлиненную кабину и новое шасси, но оборудование осталось таким же, как на прежних машинах. В результате незначительных отличии от последних самолетов куйбышевской постройки выпущенные в Таганроге машины стали известны в авиации ВМФ как Ту-142, а не по заводскому обозначению Ту-142М.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Разработка все более «незаметных» подводных лодок и опыт применения сил и средств ПЛО показали, что обычные радиогидроакустические буи становятся менее эффективными. И, наоборот, радиогидроакустические буи с взрывными источниками звуковых колебаний будут находить применение. Поэтому в самолете Ту-142МК были объединены возможности усовершенствованных радиогидроакустических буев и системы обнаружения и сопровождения целей «Коршун». Первая такая машина впервые совершила успешный полет 4 ноября 1975 г. Оценка новой РЛС «Коршун», набора авионики и противолодочного оснащения выявила их сомнительные характеристики, казалось, что они могут устареть еще до принятия самолета на вооружение. В результате в июле 1979 г., за год до принятия самолета Ту-142МК с РЛС «Коршун» на вооружение, было заявлено, что он нуждается в существенной доработке. Не считаясь с этим, в 1978 г. был начат выпуск машин Ту-142МК вместо основной модели Ту 142М. Руководство авиации ВМФ приняло решение остановиться на собственной системе выбора обозначения для новой модели.
Тактико-технические характеристики Ту-142М
Экипаж
10 человек
Силовая установка
4 турбовинтовых двигателя НК 12MB
мощностью 11 033 киловатт (14 795 л.с.)
Максимальная скорость
850 км/ч
Практический потолок
10 700 м
Дальность полета с макс. нагрузкой
12 000 км
Масса максимальная взлетная
185 000 кг
Размах крыла
50 м
Общая длина
48,17 м
Высота около
12,12 м
Площадь крыла
289 9 м2
Вооружение
две 23-мм пушки АМ-23 в
хвостовой турели для самообороны,
глубинные бомбы, авиабомбы и торпеды
Фото Ту-142
Кабина Ту-142