Самолеты

Пе-8 (АНТ-42, ТБ-7) — дальний бомбардировщик

Пе-8 (АНТ-42, ТБ-7) — дальний бомбардировщик

В июле 1934 г. конструкторская бригада В.М. Петлякова под руководством А.Н. Туполева начала проектирование тяжелого бомбардировщика ТБ-7 (АНТ-42) для замены устаревшего ТБ-3. Основная идея проектировщиков заключалась в том, чтобы создать самолет, недосягаемый для лучших западных истребителей того времени. После ареста В.М. Петлякова все работы, связанные с разработкой и эксплуатацией самолета, были возложены на И.Ф. Незваля. В декабре 1935 г. эскизный проект и макет самолета были представлены военным во главе с М.Н. Тухачевским.

Дальний бомбардировщик Пе-8 (АНТ-42, ТБ-7) — видео

По своей схеме самолет представлял собой четырехдвигательный металлический среднеплан с убирающимся шасси. Для обеспечения требуемой высотности двигателей АМ-34ФРН было предложено оригинальное решение. Первоначально высотность двигателей предполагалось увеличивать путем установки турбокомпрессоров, но они еще не были окончательно доведены. По предложению А.Н. Туполева было принято решение об установке пятого двигателя М-100 для агрегата центрального наддува (АЦН), который был размещен в верхней части фюзеляжа. Стрелково-пушечное вооружение разместили с учетом максимальной эффективности оборонительного огня. В состав вооружения входили пушки, крупнокалиберные и скорострельные пулеметы. Было установлено новейшее навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты ночью и в сложных метеоусловиях на больших расстояниях от своих баз.

Постройка первого опытного самолета ТБ-7 была закончена 9 ноября 1936 г. 27 декабря самолет, пилотируемый экипажем во главе с летчиком-испытателем М.М. Громовым, совершил первый полет. Заводские испытания проводили без включения АЦН. Государственные испытания показали хорошие для того времени летные данные, и самолет, по настоянию ВВС, должны были срочно запустить в серию. Эталоном для серии стал второй опытный экземпляр ТБ-7 «дублер», в конструкцию которого были внесены изменения. Фюзеляж расширили на 100 мм, изменили его хвостовую часть, доработали систему управления, изменили состав оборонительного вооружения. Испытания «дублера» были закончены в декабре 1938 г. Серийное производство началось на Казанском авиазаводе № 124. Проблемы с поставками АЦН и двигателями АМ-34ФРНВ привели к остановке производства, были выпущены только две машины. С поставкой двигателей АМ-35 и дизелей М-30 и М-40 было построено к маю 1941 г. 27 машин. С началом войны выпуск самолетов Пе-8 (в 1942 г. самолеты переименовали в честь погибшего в авиакатастрофе В.М. Петлякова) был продолжен в небольшом количестве. Всего было выпущено 93 машины с различными двигателями и доработками. Дизели в эксплуатации показали низкую надежность и больше не строились.

Читать так же:
Истребители Первой мировой. Обзор » Неизвестная авиация

Во время войны бомбардировщики АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8) участвовали в различных операциях. Авиачасть, эксплуатировавшая ТБ-7 на Украине, попала под бомбардировку в первый же день войны, и уцелело лишь 13 самолетов. В июле 1941 г. было сформировано специальное соединение АДД под командованием М.В. Водопьянова. В ночь с 9 на 10 августа 1941 г. две эскадрильи этого соединения с аэродрома под Ленинградом совершили свой первый налет на Берлин. Было совершено несколько полетов на Кенигсберг, где были сброшены пятитонные бомбы. Самолеты участвовали в бомбардировках под Сталинградом и во время боев на Курской дуге. В 1942 г. на специально доработанной машине экипаж Э.К. Пусепа доставил советскую правительственную делегацию во главе с В.М. Молотовым в Англию и США и обратно. Было пройдено 17 800 км над океаном и над территорией, контролируемой противником. После войны самолеты Пе-8 использовались в подразделениях МАП и ГВФ, в полярной авиации до второй половины 1950-х гг.

Тактико-технические характеристики Пе-8

Экипаж, чел.
11

Двигатель, тип х кол, название
ПДх4, АШ-82

Мощность, л.с.
1700

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
39,0 / 188,7

Длина самолета / высота самолета, м
23,2 / 6,4

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
32 000 / 18 400

Полезной нагрузки, кг
6000

Максимальная скорость на высоте, км/ч
422

Практический потолок, м
7820

Максимальная дальность, км
5140

Вооружение
2× 20 мм пушки ШВАК (верхняя и хвостовая точка)
2× 12,7 мм пулемёты УБТ (поддвигательные гондолы)
2× 7,62 мм пулемёта ШКАС (носовая точка)
Боевая нагрузка: до 4000 кг, использовал
бомбы массой 5000 кг

Фото Пе-8

Модификации бомбардировщика Пе-8

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»