Самолеты

Р-6 (АНТ-7) — многоцелевой самолет

Р-6 (АНТ-7) — многоцелевой самолет

В конце 1920-х гг. авиастроители решили сопоставить авиацию и Военно-морской флот в тактике их боевого применения. Обычно несколько крейсеров включалось в состав эскадры, а один или несколько выходили далеко вперед и выполняли роль разведки. Так и авиастроители решили спроектировать самолет, по тактическому назначению вписывающийся в класс боевых машин как «воздушный крейсер». Этот класс стал промежуточным между легкими истребителями и двухмоторными бомбардировщиками. «Воздушный крейсер» должен был иметь скорость истребителя и обладать радиусом действия бомбардировщика. Помимо роли обороны бомбардировщиков, на подобные машины возлагались задачи разведки.

В октябре 1926 г. в инициативном порядке в ОКБ А.Н. Туполева начали проектировать цельнометаллический двухмоторный самолет Р-6 (АНТ-7), по своему назначению отвечающий классу «воздушный крейсер». АНТ-7 принципиально не отличался от ранее построенного ТБ-1. Он унаследовал от бомбардировщика аэродинамическую схему моноплана со свободнонесущим крылом толстого профиля и имел такие же двигатели М-17. Внешне Р-6 почти не отличался от своего предшественника, но был гораздо меньше по размерам и массе. Так, площадь крыла сократили в полтора раза, а размах уменьшили почти на 5 м. К августу 1927 г. закончили рабочее проектирование и запустили машину в производство. Основную характеристику своих самолетов-монопланов — удельную нагрузку на крыло — А.Н. Туполев сохранил такой же, как у бипланов тех лет. Это неоправданно увеличивало размеры машины, снижало полезную нагрузку, скорость и дальность.
Первый опытный самолет был построен 26 августа 1929 г. В начале сентября его перевезли на аэродром и начались заводские испытания. Первый полет Р-6 (АНТ-7) совершил 11 сентября, пилотировал машину экипаж летчика-испытателя М.М. Громова. По результатам заводских и государственных испытаний самолет рекомендовали в серию и на вооружение. Самолет строили на нескольких заводах и всего до прекращения производства в 1936 г. выпустили 407 АНТ-7 всех модификаций. Кроме основных серийных модификаций АНТ-7, на их основе спроектировали несколько вариантов. Одна из машин была оборудована закрытой кабиной пилота и пассажирским салоном на 7 человек. Через год этот самолет потерпел катастрофу. Одну из серийных машин переоборудовали под опытную систему борьбы с аэростатами заграждения ПВО под обозначением Р-6 «параван».

Читать так же:
АНТ-25 (РД) - рекордный самолет

В 1933 г. появилась морская модификация Р-6а. Аналогично ТБ-1 его оснастили поплавками и намеревались использовать как дальний морской разведчик. Поплавковый вариант «крейсера» Р-6а оказался менее удачным, чем аналогичная модификация ТБ-1. Поплавки для него были великоваты, и его летные данные существенно ухудшились. В процессе испытаний последовательно были разбиты три машины. Тем не менее его приняли к серийному выпуску. После снятия самолетов Р-6 с вооружения их передавали в ГВФ, где они долгое время использовались для грузовых и пассажирских перевозок под обозначением ПС-7 и МП-6. В годы войны они широко использовались для разведки, связи, снабжения партизанских баз и соединений регулярной армии.
Самолеты Р-6 (АНТ-7) активно использовались в северных и арктических районах страны. Экипаж П. Головина на самолете АНТ-7 («Н-166») участвовал в экспедиции по созданию дрейфующей станции СП-1. На нем тот же экипаж 5 мая 1937 г. впервые пролетел над Северным полюсом. Самолеты также участвовали в спасении людей с кораблей, дрейфовавших в море Лаптевых в начале 1938 г. В 1939 г. на ПС-7 был выполнен сверхдальний перелет по маршруту Москва — бухта Нагаева протяженностью 9222 км.

Самолет МП-6 «Авиаарктика»

Тактико-технические характеристики самолета Р-6 (АНТ-7)

Экипаж, чел.
4

Двигатель, тип х кол, название
ПДх2, М-17

Мощность, л.с.
730

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
23,20 / 80,0

Длина самолета / высота самолета, м
15.06/5.45

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
6472 / 3856

Полной нагрузки, кг
2616

Максимальная скорость, км/ч
226

Практический потолок, м
5620

Максимальная дальность, км
1680

Вооружение
5 × 7,62 мм пулемётов ДА
Боевая нагрузка до 790 кг

Фото Р-6

Пассажирский Р-6 (АНТ-7)

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»