Самолеты

МДР-4 (АНТ-27) — морской дальний разведчик бомбардировщик

МДР-4 (АНТ-27) — морской дальний разведчик бомбардировщик

Летающая лодка МДР-4 стала первой и единственной туполевской машиной такого класса, принятой на вооружение. Откровенно говоря, лодка эта не совсем туполевская, ее «родословная» происходит от самолета МДР-3, спроектированного на заводе № 39 им. Менжинского под руководством И.В. Четверикова. Работа там велась с весны 1930 г. Лодка имела четыре двигателя, размещенных тандемно в двух установках над центропланом на невысоких фермах. Первый полет на ней был совершен 15 января 1932 г. (летчик-испытатель Б.Л. Бухгольц). На заводских испытаниях МДР-3 неплохо вела себя на воде и в полете, правда, из-за тандемных винтов наблюдалась тряска оперения. Машину решили доработать, но работу поручили не И.В. Четверикову, а коллективу КОСОС ЦАГИ во главе с А.Н. Туполевым. Переделкой МДР-3 занялась бригада № 2, руководимая И.И. Погосским. Проект модернизированного варианта получил обозначение АНТ-27.

Доработка фактически превратилась в создание нового самолета, сохранив лишь общие обводы лодки. Была выбрана схема трехдвигательного высокоплана со свободнонесущим крылом и однокилевым хвостовым оперением. Силовую установку перепроектировали полностью под три двигателя М-34Р. Левую и правую мотоустановки разнесли по краям центроплана, что должно было улучшить маневренность на воде. Высоко поднятый стабилизатор расположили в плоскости осей воздушных винтов, рассчитывая избавиться от тряски. Значительно усилили оборонительное вооружение, спроектировали центропланные бомбоотсеки. В целом по боевым возможностям МДР-4 (АНТ-27) существенно превосходил МДР-3. Самолет проектировался в трех вариантах: дальний разведчик, тяжелый бомбардировщик и пассажирский самолет на 14 мест.
На постройку опытного самолета заказчик отвел срок до 1 декабря 1933 г. Но завершить постройку удалось только к 7 марта 1934 г. Через три дня самолет в разобранном виде отправили из Москвы в Севастополь. Там его собрали и подготовили к испытаниям. 8 апреля летчик-испытатель Т.В. Рябенко впервые поднял самолет в воздух. Во всех последующих полетах самолет пилотировал А.А. Волынский. Неоднократно принимал участие в полетах и сам руководитель работ И.И. Погосский. В целом полеты проходили нормально, летчики лишь жаловались на поведение самолета при взлете с раскачкой. 16 апреля как раз на таком этапе полета произошла трагедия, свидетелем которой был А.Н. Туполев, вызванный Погосским из Москвы. После небольшой раскачки самолет пошел на взлет и у выхода из бухты встретился с высокой волной с открытого моря. Ударившись о первую волну, лодка взмыла, а затем со страшной силой врезалась в следующую. Погибли четыре человека, в том числе И.И. Погосский.

Читать так же:
Ан-30 - самолет аэрофотосъемки

После гибели И.И. Погосского бригаду возглавил А.П. Голубков. Испытания продолжились на второй опытной машине, проектные работы над которой начались 24 апреля того же года. Были произведены некоторые доработки, в том числе уменьшили площади горизонтального и вертикального оперения, увеличили ширину лодки, усилили подкосы крепления мотоустановок. К концу сентября 1934 г. лодка была готова и ее перевезли в Севастополь. 29 октября того же года летчик-испытатель Т.В. Рябенко выполнил на ней первый полет. Там же прошли государственные испытания по двум вариантам машины: дальний разведчик и морской тяжелый бомбардировщик. 23 сентября АНТ-27бис потерпел катастрофу. Из-за отрыва полотна на одной из консолей пилот И.Ф. Якименко вынужден был совершить срочную посадку, но врезался в скалу, и самолет взорвался. Катастрофа не повлияла на судьбу МДР-4 (АНТ-27), его запустили в серию. Было построено 10 машин, которые поступили в ВВС Черноморского флота, но широкой эксплуатации их не было. К тому же шла подготовка к приобретению в США лицензии летающей лодки «Каталина», а с ней МДР-4 конкурировать, безусловно, не мог. Пассажирский вариант МДР-4 (АНТ-27)7 так и не появился.

Тактико-технические характеристики АНТ-27бис (МДР-4)

Экипаж, чел.
5

Двигатель, тип х кол, название
ПДхЗ, М-34Р

Мощность, л.с.
825

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
39,15 / 177,60

Длина самолета / высота самолета, м
21,90 / 8,76

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
16 386 / 10 692

Полезной нагрузки, кг
2000

Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
266 / 226

Практический потолок, м
4300

Максимальная дальность, км
890

Вооружение
3×7,62-мм пулемета ШКАС

Фото МДР-4 (АНТ-27)

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»