История авиации

История ГА СССР


История гражданской авиации СССР / России

1882 год
Май. Русский изобретатель А. Ф. Можайский построил первый в мире летательный аппарат (который, однако, не совершал полёт), имевший основные части, присущие современным самолётам.
1923 год 
9 февраля. Принято постановление Совета Труда и обороны «О возложении технического надзора за воз душными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». — официальная дата рождения гражданской авиации СССР
17 марта. Создано Российское общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт».
10 мая. Создано Закавказское общество воздушных сообщений — «Закавиа».
1 июня. Создано Украинское общество воздушных сообщений «Укрвоздухпуть».
15 июля. Открыта первая в СССР регулярная воздушным линия Москва-Нижний Новгород.
1924 год
26 мая. Начались испытания первого советского цельнометаллического самолёта АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева.
1927 год
Январь. Построен многоцелевой самолёт У-2 (По-2) конструкции Н. Н. Поликарпова. Самолёт эксплуатировался в ГА более 30 лет.
1929 год
10 июля. Постановлением ЦИК СССР введен единый флаг для гражданского воздушного флота СССР.
1930 год
Октябрь. Построен первый в мире советский реактивный двигатель ОР-1 конструкции Ф. А. Цандера.
1931 год 
6 ноября. В Москве на Центральном аэродроме им. Фрунзе открыт первый в СССР аэровокзал.
1932 год
26 марта. Гражданскому воздушному флоту СССР присвоено сокращение наименование «Аэрофлот».
27 апреля. Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
1934 год
Февраль. Экипажи ГВФ приняли активное участие в спасении челюскинцев.
16 апреля. ЦИК СССР установил высшую степень отличия за заслуги перед государством, связанные совершением героического подвига, почетное звание — Герой Советского Союза. Первым (20 апреля) это звание присвоено авиаторам, за спасение челюскинцев: А. В. Ляпидевскому, С. А. Леваневскому, В. С. Молокову, Н. П. Каманину, М. Т. Слепнёву, М. В. Водопьянову, И. В. Доронину.
1936 год
Февраль. Пилот Н. П. Шебанов первым в ГВФ налетал безаварийно миллион километров. Трудовой подвиг авиатора отмечен высшей наградой — орденом Ленина.
1937 год
21 мая. Флагманский самолёт, пилотируемый М. В. Водопьяновым, доставил на Северный полюс первую научную экспедицию.
18-20 июня. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков на самолёте АНТ-25 первыми совершили перелет из Москвы в США через Северный полюс.
1941 год
2 июля. Вступил в эксплуатацию аэродром Внуково.
1945 год
9 мая. Победоносно закончилась Великая Отечественная война против фашистской Германии. В ходе этой войны личный состав ГА внёс достойный вклад в победу над врагом. Правительство высоко оценило боевые подвиги гражданских авиаторов. Шесть фронтовых подразделений Аэрофлота были преобразованы в гвардейские, десять — награждены орденами, двенадцать получили почётные наименования. Свыше двенадцати тысяч авиаторов ГВФ были награждены орденами и медалями, а наиболее отличившимся в выполнении боевых задач было присвоено звание Героя Советского Союза.
1947 год
Декабрь. Организована Ульяновская школа высшей лётной подготовки.
1948 год
Март. Поступил в эксплуатацию многоцелевой самолёт Ан-2 конструкции О. К. Антонова.
1955 год
17 июня. Совершил первы полёт пассажирский реактивный самолёт Ту-104 конструкции А. Н. Туполева.
23 июля. Организовано Высшее авиационное училище ГВФ в Ленинграде.
1957 год
14 июля. Выполнен первый полет самолета Ил-18 конструкции С. В. Ильюшина.
15 ноября. Начались испытания турбовинтового пассажирского лайнера Ту-114 конструкции А. Н. Туполева.
1960 год
1 июня. Открыт международный аэропорт Шереметьево.
1962 год
2 февраля. Завершён выдающийся перелёт на двух самолётах (Ил-18 и Ан-12) по маршруту Москва-Антарктида-Москва.
1964 год
25 марта. Вступил в эксплуатацию аэропорт Домодедово.
27 июля. Указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Главного управления ГВФ образовано Министерство гражданской авиации СССР.
1965 год
10 июня. На XXVI международном салоне аэронавтики и космоса Советский Союз демонстрировал реактивные и турбовинтовые самолёты: Ту-124, Ту-134, Ил-18Д, Ил-62, Ан-12, Ан-24, Ан-22, макет сверхзвукового лайнера Ту-144, вертолёты Ми-6, Ми-8, Ми-10.
1966 год
21 октября.  Первый полёт совершил самолёт Як-40 — первый отечественный реактивный самолёт для коротких линий.
1968 год
31 декабря. Совершён первый полёт на первом в мире сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144.
1970 год
14 ноября. Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ICAO).
1972 год
9 февраля. Начаты регулярные полёты с пассажирами на самолете Ту-154.
1973 год
16 февраля. Образованы Государственная комиссия по безопасности полетов ГА СССР — Госавианадзор и Государственный авиационный регистр ГА СССР — Госавиарегистр.
1974 год
28 ноября. Организован Центр совместного обучения лётного, технического и диспетчерского персонала стран-членов СЭВ (г. Ульяновск).

Читать так же:
Легендарные самолёты: Ту-134

1976 год
1 ноября. Совершил первый полёт пассажирский самолёт Як-42, созданный в ОКБ А. С. Яковлева.
22 декабря. Состоялся первый испытательный полёт первого отечественного широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86, созданного в ОКБ им. Ильюшина под руководством Г. В. Новожилова.
29 декабря. Впервые Аэрофлот превзошёл 100-миллионный рубеж по отправке пассажиров за год.

1977 год
5 января. Введена в эксплуатацию первая отечественная АС УВД «Старт» в аэропорту Пулково.

1979 год
Декабрь. Завершено внедрение АС УВД в аэропортах Борисполь, Пулково, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Сочи.

1980 год
Август. Аэрофлот — официальный перевозчик игр XXII Олимпиады — перевёз более 460 тысяч советских и иностранных спортсменов и туристов.

1981 год
15 апреля. Введена в действие АС УВД «Теркас» в московской воздушной зоне.

1988 год
15 апреля. Впервые в мировой практике в воздух поднялся самолёт Ту-155 — первенец криогенных технологий — с двигателем, работающем на сжиженном газе.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»