История авиации

Легендарные самолеты: Як-40

Легендарные самолёты: Як-40

Первый в мире турбореактивный самолет для местных линий, первый пассажирский самолет конструкции А. С. Яковлева — Як-40 совершил настоящую революцию в региональной авиации СССР. Девиз самолёта — «простота, надежность, эффективность» — делают его востребованным и по сей день.

К началу 1960-х гг. Аэрофлот эксплуатировал турбореактивные и турбовинтовые самолёты на средних и дальних маршрутах, однако, местные линии обслуживались поршневыми самолётами Ил-12, Ил-14, Ли-2. Руководство Аэрофлота приняло решение заменить эти устаревающие машины новым турбореактивным лайнером, разработку которого поручили КБ Яковлева. От нового самолёта требовалась не высокая скорость, а способность безопасно и надёжно выполнять полёты с коротких грунтовых ВПП плохо оборудованных аэродромов. Воплощение в жизнь этих решений позволило бы совершить настоящий прорыв в области региональных перевозок.)

Было предложено несколько компоновок будущего самолёта, включая вариант с турбовинтовыми двигателями, а также экзотическое решение – самолёт вертикального взлёта и посадки, но окончательный выбор пал на вариант с тремя турбореактивными двигателями  КБ Ивченко АИ-25 тягой 14,7 кН каждый. Компоновка самолета была уникальна для отечественной гражданской авиации: моноплан с прямым крылом, герметичный фюзеляж диаметром 2,4 м, три реактивных двигателя (два на пилонах в хвосте самолёта и один внутри фюзеляжа) и вспомогательная силовая установка, встроенный трап в хвостовой части, усиленное трехстоечное шасси, убирающееся в полёте. Аэродинамика тоже была на высоте: отклоняемые поверхности большой площади (закрылки, руль направления), положительное поперечное V крыла делали самолёт устойчивым и управляемым. В конструкцию заложен повышенный запас прочности. Словом, всё было рассчитано на максимальную простоту эксплуатации (в том числе и с грунтовых аэродромов) и удобство как для экипажей, так и для пассажиров.

Первый полет первый из пяти прототипов совершил 21 октября 1966 года, а в 1967 г. серийное производство было начато на Саратовском заводе. Тогда же, на воздушном параде, приуроченном к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, новейший самолет был впервые представлен широкой общественности. 30 сентября 1968 Як-40 совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Быково-Кострома.

В процессе выпуска Як-40 модифицировался 3 раза: отличия касались установки реверсивного устройства на центральный двигатель, изменения формы носка киля, количества и расположения иллюминаторов и дверей, увеличения запаса топлива, модернизации кабинного оборудования. К моменту прекращения выпуска в 1981 году было произведено 1011 экземпляров лайнера. Аэрофлот активно продвигал Як-40 не только на внутреннем рынке, но и за рубежом: вскоре после выхода самолёта на линии он участвовал во всех авиасалонах (во Франции, Швеции, Японии, Италии, Великобритании, ФРГ и др.) и совершил мировое рекламное турне по всем континентам и 75 странам, итогом стали поставки 126 экземпляров на экспорт в 19 стран: Анголу, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Замбию, Гондурас, Италию, Камбоджу, Кубу, Лаос, Мальгашскую Республику, Польшу, Сирию, Чехословакию, ФРГ, Экваториальную Гвинею, Эфиопию, Югославию). Особого упоминания заслуживают поставки самолётов в Западную Германию и Италию (эксплуатировались соответственно до 1975 и 1980 года): Як-40 не только показал высокий потенциал на западном рынке, но и стал первым советским самолетом, который продавался в капиталистические страны, имеющие свою собственную развитую авиационную промышленность. Итальянский экипаж в 1971 г.  совершил беспрецедентный перелет из Рима в Австралию.

Читать так же:
Легендарные самолеты: Ил-«Баклажан»-86

К началу 1980-х гг Як-40 заменил на внутренних линиях Ил-12, Ил-14, Ли-2, и стал чрезвычайно популярным в силу своей простоты и неприхотливости. Освоив полеты более чем в 300 населенных пунктов, самолёты Як-40 к 1988 году перевезли более 80 миллионов пассажиров. Самолёты эксплуатировались в самых суровых условиях: на малооборудованных аэродромах с грунтовыми ВПП, в высокогорье, за полярным кругом.

После распада СССР и единого «Аэрофлота», большинство Як-40 были списаны, но многие продолжили свою карьеру, причём значительное количество были переделаны в салонные варианты для перевозки VIP пассажиров. В настоящее время в мире продолжают эксплуатироваться около 100 Як-40. Ожидается, что их ресурс в 45 тыс. часов, 35 тыс. полетов или 40 лет (в случае продления) может обеспечить полёты самолётов этого типа ещё 5-10 лет.

Эксплуатация лайнера была омрачена авиационными происшествиями. Из 1011 экземпляров около 50 были потеряны в ходе катастроф, однако крайне малое их количество было связано с техническими проблемами. Большинство происшествий произошли при очень неблагоприятных метеоусловиях, при посадках на плохо оборудованных аэродромах в условиях ливневых осадков, при туманах и низкой облачности. Значительное число самолетов было уничтожено при боевых действиях в Африке, Азии, Украине. Напротив, прочность самолета предотвратила гибель людей при авариях.

Характеристики:

Экипаж: 3 (2 пилота и бортинженер);

Количество пассажиров: 32;

Длина: 20,36 м;

Размах крыла: 25 м;

Площадь крыла: 70 кв. м;

Высота: 6,5 м;

Масса пустого самолёта: 13750 кг;

Максимальная взлётная масса: 17200 кг;

Силовая установка: 3 ТРДД АИ-25 тягой 14,7 кН каждый и ВСУ АИ-9;

Максимальная скорость: 550 км/ч;

Дальность полёта: 1800 км;

Практический потолок: 6000 м;

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»