Самолеты

Ил-38 — противолодочный самолет

Ил-38 — противолодочный самолет

Появление на вооружении в НАТО подводных лодок с баллистическими ракетами на борту потребовало от нашей страны усилить противолодочную оборону. Для этой цели наиболее подходящим оказался хорошо себя зарекомендовавший пассажирский самолет Ил-18В. Разработка такого самолета под шифром «Тунец» началась в соответствии с постановлением правительства от 18 июня 1960 г. Эскизное проектирование велось под руководством С.В. Ильюшина, ответственным по программе Ил-38 назначили Я.А. Кутепова, а за разработку проекта — В.М. Германова.

Противолодочный самолет Ил-38 — видео

В работе участвовали более 10 институтов и КБ, в результате за несколько месяцев удалось создать эскизный проект. Самолет Ил-18В, на базе которого разрабатывался Ил-38, в связи с конструктивно-компоновочными особенностями претерпел существенные изменения. Надо было разместить большое количество достаточно тяжелого оборудования, различные средства поиска и поражения подводной лодки (ПЛ). В передней части фюзеляжа разместили герметичную кабину с двумя люками и шахтой. Нижний люк и шахта служили для входа в кабину и аварийного покидания в полете, верхний люк — для аварийного покидания при посадке на воду.

Кабина экипажа разделена на два отсека, в переднем находился непосредственно летный экипаж, а в заднем — операторы, там же поместили откидную койку, буфет, стол, санузел. В негерметичной части фюзеляжа перед центропланом и за ним находились два грузоотсека, предназначенных для средств поиска и поражения ПЛ. Под гермокабиной установлена антенна ППС «Беркут». В хвостовой части фюзеляжа длиной 5,6 м находился магнитометр, выдающий данные о подводной обстановке.
Установленная на самолете автоматизированная поисково-прицельная система «Беркут» обеспечивала получение данных о надводной и подводной обстановке в заданном районе. В ее состав входили радиогидро-акустические буи, самолетное приемно-индикаторное устройство (СПИУ), РЛС, цифровая вычислительная машина (ЦВМ) и другое специальное оборудование.

Кроме определения местоположения подводной лодки по информации от буев, ЦВМ рассчитывала местоположение самолета, управляла его движением и работой РЛС при автоматическом сопровождении цели, вычисляла вероятность поражения цели выбранными средствами, выдавала сигналы на открытие створок грузоотсеков и сброс буев, бомб, торпед. В связи с установкой нового оборудования, крыло самолета сдвинули на три метра вперед для центровки, фактически заново создали конструкцию фюзеляжа, усилили шасси. Существенно изменились системы противообледенительная, кислородная и кондиционирования. Первый полет первого опытного самолета Ил-38 с экипажем под руководством летчика-испытателя В.К. Коккинаки был выполнен 28 сентября 1961 г. — за год до установленного срока. Летом 1962 г.

Читать так же:
Су-12 - самолет разведчик-корректировщик

заводские испытания самолета без ППС «Беркут» были успешно завершены, позволив определить основные летно-технические данные. В марте 1963 г. на самолет установили систему «Беркут», но без ЦВМ, а отработка его отдельных блоков продолжалась на Ил-18. В 1965 г. в Феодосии начались совместные госиспытания Ил-38, и после рассмотрения результатов испытаний было принято решение о запуске Ил-38 в серию. Серийное производство началось на заводе «Знамя труда» в 1967 г., где было построено 65 самолетов. На вооружение авиации ВМФ комплекс Ил-38 с системой «Беркут» стал поступать с января 1969 г. Пять самолетов Ил-38 были поставлены Индии для патрулирования в Индийском океане. Летом 1996 г. самолет впервые участвовал на авиационной выставке на авиабазе Ферфорд ВВС Великобритании, где его высоко оценили специалисты противолодочной авиации.

Тактико-технические характеристики Ил-38

Экипаж, чел
7

Двигатель, тип х кол, название
ТВДх4, АИ-20М

Тяга, э.л.с.
4250

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
37,42 / 140,0

Длина самолета / высота самолета, м
40,08 / 10,16

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
66 000 / 34 030

Полезной нагрузки, кг
8000

Максимальная скорость на высоте, км/ч
685

Максимальная дальность, км
8500

Фото Ил-38

Кабина Ил-38

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»