Самолеты

Як-38 — палубный штурмовик вертикального взлёта и посадки

Як-38 — палубный штурмовик вертикального взлёта и посадки

После испытаний первого СВВП Як-36 и ввиду бесперспективности его постройки в серии А.С. Яковлев, опираясь на опыт англичан, настаивал на создании нового самолета с одним подъемно-маршевым двигателем. В то же время группа конструкторов ОКБ во главе с С.Г. Мордовиным вела свои разработки СВВП, но с комбинированной силовой установкой. А.С. Яковлев, узнав об этом, запретил специалистам ОКБ участвовать в этой работе. В начале лета 1967 г. эта группа приступила к предварительному проектированию СВВП с силовой установкой из двух подъемных и одного подъемно-маршевого двигателя. В результате были разработаны общий вид, компоновка и идеология основных систем самолета.

Видео самолета Як-38

Спор был решен на научно-техническом совете МАП в пользу проекта Мордовина, и ОКБ обязали подготовить проект. Начало работ — с постановления правительства СССР № 1166-413 от 27 декабря 1967 г.
Работа по эскизному проектированию началась в сентябре 1968 г. В апреле следующего года был показан макет самолета и первый экспериментальный экземпляр Як-36М № 1. Самолет представлял собой средне-план нормальной аэродинамической схемы с комбинированной силовой установкой, состоящей из двух подъемных (ПД) и одного подъемно-маршевого (ПМД). Управление на вертикальных и переходных режимах осуществляется при помощи систем реактивного управления, воздух которого отбирается от компрессора. ПД расположены за кабиной пилотами используются только на вертикальных и переходных режимах полета. Сопло переднего ПД развернуто на 15° назад, а сопло заднего — на 15° вперед. Сопло ПМД снабжено двумя поворотными насадками. При вертикальном взлете перекладка поворотных насадок производится ступенями с фиксацией на 25° и 45° от вертикали.

Система спасения летчика на самолете Як-38 имеет свои особенности. Она включает в себя автоматическое катапультирование. Система отключается, если угол сопел ПМД превышает 67° (от вертикали). При обычном полете для срабатывания катапульты необходимо, чтобы створка ПД была закрыта, только в этом случае фонарь будет сброшен. В остальных случаях катапультирование происходит через остекление фонаря.
15 мая 1970 г. первый экземпляр был доставлен в ЛИИ, где прошел испытания на «кабель-кране», самолет подвешивали на высоте от 0 до 5 м и запускали двигатели. Первое свободное висение на самолете выполнил летчик-испытатель В.Г. Мухин 22 сентября 1970 г. Первый полет по-само-летному был выполнен 2 декабря 1970 г. Первый полет по «полному профилю» был выполнен летчиком-испытателем М.С. Дексбахом 25 февраля 1972 г. Для испытаний в море был выделен противолодочный крейсер (ПКР) «Москва». Первую посадку на него произвел М.С. Дексбах 18 ноября 1972 г. Этот день считается днем рождения палубной авиации.
В 1973 г. было принято решение о запуске Як-36М в серийное производство на Саратовском заводе (выпущена 231 машина). В августе 1977 г. самолет Як-36М был принят на вооружение авиации ВМФ под обозначением Як-38. За 15 лет эксплуатации произошло 36 летных происшествий, из них всего 8 катастроф. С течением времени интерес к СВВП снизился, и с 1991 г. они стали выводиться в резерв.

Читать так же:
Су-7 - истребитель-бомбардировщик

Тактико-технические характеристики Як-38М

Экипаж, чел.
1

Двигатель подъемно-маршевый, тип х кол, название
ТРД х 1, Р27В-300

Двигатель подъемный, тип х кол, название
ТРД х 2, РД-38

Тяга, кгс
7000 + 6500 (двух)

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
7,12/ 18,41

Длина самолета / высота самолета, м
16,37 / 4,25

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
11 300 / 7484

Полной нагрузки, кг
3816

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
1010 / 1150

Практический потолок, м
11 300

Максимальная дальность, км
800

Вооружение
На 4-х внешних подвесках 1000 кг боевой нагрузки,
2 УР воздух-воздух Р-3 или 4 Р-60, или ПКР Х-23,
или 2 Р-60 и 2 500 кг. бомбы,
или 2х 500 кг бомбы и 2 НУР УВ-16-57 (55-мм),
или 2 Р-60 и 2 контейнера УПК-23 с 23-мм
двуствольной пушкой ГШ-23Л.

Фото Як-38

Вертикальный взлет Як-38

Горизонтальный взлет Як-38

Кабина Як-38

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»