Бе-12 «Чайка» — самолет-амфибия
Бе-12 "Чайка" — самолет-амфибия
Правительство от 28 марта 1956 г., предписало ОКБ Г.М. Бериева создать противолодочный и поисково-спасательный самолет. Коллектив ОКБ еще задолго до этого постановления начал первые проработки подобного самолета, который должен был обладать не только хорошими аэродинамическими качествами, но и мореходностью, т.е. способностью на большой скорости преодолевать волны значительной высоты, не зарываться в воду. При этом брызги не должны заливать фонарь летчика, попадать на воздушные винты и в двигатель.
Самолет-амфибия Бе-12 «Чайка» — видео
После продувок моделей в аэродинамической трубе и буксировочных испытаний в гидроканале ЦАГИ проект был утвержден под шифром Бе-12. Работой на начальном этапе руководил А.К. Константинов. В марте 1958 г. комиссия приняла проект самолета-амфибии Бе-12.
Первоначально на самолет предполагалось установить двигатели НК-4Ф разработки ОКБ Н.Д. Кузнецова, г. Куйбышев, но затем появился конкурент — АИ-20 конструкции А.И. Ивченко, г. Запорожье. По мощности двигатели мало чем отличались, для их запуска требовалось большое количество электроэнергии, и было ясно, что бортовых аккумуляторных батарей для запуска двигателя не хватит.
Требовалась вспомогательная силовая установка (ВСУ), ее быстрее создали запорожцы — ВСУ АИ-8. Таким образом на самолете были установлены ТВД АИ-20Д. Самолет двухреданной схемы, имел девять водонепроницаемых отсеков, перегородки которых имели герметизированные в закрытом положении двери. В днище лодки находились три больших грузовых люка, которые можно было загружать и на плаву, для чего в палубе имелся люк. Главным отличием нового самолета от Бе-6 и Бе-10 было собственное шасси, оно позволяло не только взлетать и садиться на сушу, но и своим ходом сходить с берега в море или выкатываться на берег.
Экипаж из трех человек размещался в негерметичных кабинах, кабина пилотов и штурмана располагалась в переднем отсеке лодки, а стрелка-радиста в хвостовой части. На первой опытной машине стрелковое вооружение состояло из подвижной пушечной установки. На самолете имелось все необходимое морское оборудование: якорь, лебедка, багры, водооткачивающие насосы и др. Работа продолжалась несколько лет, к середине 1959 г. все чертежи на самый большой в то время в мире турбовинтовой самолет-амфибию были готовы. Через год первая опытная машина была построена. Первый полет самолет совершил 18 октября 1960 г. с грунтового аэродрома в Таганроге, машину пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем Г.И. Бурьяновым.
Испытания выявили серьезные дефекты, которые потребовали доработки машины. На концах крыла были установлены противофлаттерные грузы, затем изменили конструкцию переднего редана — для снижения продольных колебаний. 9 июля 1961 г. самолет был показан на авиационном празднике в Тушино. В том же году, 24 ноября, первый опытный самолет потерпел катастрофу и затонул в Азовском море. Испытания продолжились на втором, доработанном экземпляре и закончились в апреле 1965 г. Серийный выпуск производился на Таганрогском заводе № 86. Первый серийный самолет был изготовлен 12 декабря 1963 г., а последний в июне 1973 г.
Всего было выпущено 140 самолетов, не считая двух опытных. На самолете было установлено 42 мировых рекорда (скорости, высоты, дальности, скороподъемности и массе груза, поднятого на высоту). На базе самолета Бе-12 был создан поисково-спасательный самолет-амфибия Бе-12ПС (Бе-14). Он предназначался для поиска экипажей самолетов и кораблей, потерпевших аварию в открытом море, как днем, так и ночью, в любых метеоусловиях. Самолет мог принять до 33 человек, а в состав экипажа дополнительно были включены бортврач и борттехник. Самолет был построен в 1965 г. и прошел испытания, но в серию не пошел.
Тактико-технические характеристики Бе-12
Экипаж, чел
4
Двигатель
ТВДх2, АИ-20Д
Тяга, э.л.с
5180
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
30,2 / 99,0
Длина самолета / высота самолета, м
30,1 / 7,4
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
36000 / 24000
Полезной нагрузки, кг
3000
Максимальная скорость на высоте / патрулирования, км/ч
550 / 320
Практический потолок, м
12100
Максимальная дальность, км
4000
Фото Бе-12 «Чайка»
Кабина Бе-12 «Чайка»