Самолеты

Бе-10 — гидросамолёт разведчик-торпедоносец

Бе-10 — гидросамолёт разведчик-торпедоносец

В сентябре 1953 г., в связи с неудачным завершением испытаний первой отечественной летающей лодки Р-1, адмирал флота Н.Г. Кузнецов обратился с предложением к министру обороны Н.А. Булганину. В письме главнокомандующего ВМФ речь шла о новой летающей лодке-амфибии с двумя реактивными двигателями для выполнения задач разведки и торпедно-бомбовых ударов по кораблям противника. В декабре того же года вышло постановление правительства СССР о разработке в ОКБ-49 разведчика-торпедоносца Бе-10 с двумя двигателями АЛ-7.

Гидросамолёт Бе-10 — видео

Многочисленные расчеты и исследования, проведенные в аэродинамических трубах, в гидроканале и на открытом водоеме в устье Дона, позволили быстро завершить работы по эскизному проекту и построить макет самолета. 9 июля 1954 г. Государственная комиссия приняла макет. Гидросамолет Бе-10 представлял собой цельнометаллический моноплан с высокорасположенным стреловидным (стреловидность 35° по линии четверти хорд) крылом типа «чайка», стреловидным оперением, подкрыльными поплавками и двумя двигателями АЛ-7.

В двухреданном корпусе размещались две гермокабины с катапультными креслами. Катапультирование из носовой кабины вверх, а из кормовой — вниз. Лодка была разделена на девять водонепроницаемых отсеков, при простреле даже двух обеспечивалась плавучесть и непотопляемость самолета. В перегородках имелись герметизированные в закрытом состоянии двери. В целях улучшения аэродинамики подвесное оружие на самолете было спрятано внутри. За первым реданом размещался отсек вооружения с водонепроницаемыми створками, за вторым находился водяной руль. Двигатели были установлены в мотогондолах под центропланом, их воздухозаборники во избежание попадания в них воды защищались отражателями, расположенными на бортах лодки. Для исключения попадания газовых струй на конструкцию оси выхлопных труб отклонены в сторону от бортов. Откидные крышки двигателей служили как площадки для осмотра двигателя даже на плаву.

Вооружение самолета состояло из двух неподвижных пушек в носовой части фюзеляжа и двух подвижных в кормовой пушечной установке. В грузовом отсеке в разных вариантах подвешивались мины, торпеды и авиабомбы различного калибра. Гидросамолет оснащался необходимым морским оборудованием: якорь с тросом, якорная лебедка, якорь-кошка с бросательным концом, водооткачивающие насосы и др. В ноябре 1955 г. самолет был построен и перебазирован на заводскую базу в Геленджик. При первых гонках двигателей на корпусе лодки возникли очень большие вибрации. Самолет пришлось доработать, оси выхлопных труб увеличили еще на 3° в сторону от бортов. 20 июня 1956 г. экипаж во главе с летчиком-испытателем В.В. Курячим выполнил первый полет летающей лодки продолжительностью 20 мин. В процессе летных испытаний самолет показал отличные результаты: скорость 910 км/ч, высота полета 15000 м и дальность полета 2960 км.

Читать так же:
В-1В «Лансер» - стратегический бомбардировщик США

После совместных испытаний, завершившихся в октябре 1959 г., самолет был рекомендован для использования в авиации ВМФ. Бе-10 испытывался и доводился в течение шести лет. Во время выполнения контрольного полета 25 мая 1961 г. разбился летчик-испытатель И.Д. Зимин. Серийный выпуск самолетов осуществлялся на заводе № 86 в Таганроге, всего было выпущено 27 машин. Летом 1961 г. четверка самолетов Бе-10 была показана на воздушном параде в Тушино. На этом самолете было установлено 12 мировых рекордов. Прорабатывались различные варианты его модификации. Все эти разработки осуществить не удалось, только две машины переделали в учебные Бе-ЮУ. В 1963 г. все самолеты Бе-10 были сняты с вооружения и уничтожены.

Тактико-технические характеристики Бе-10

Экипаж, чел.
3

Двигатель, тип х кол, название
ТРДх2, АЛ-7ПБ

Тяга, кгс
7250

Размах крыла, м / плошадь крыла, м2
28,6 / 130,0

Длина самолета / высота самолета, м
31,45 / 11,7

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
48 500 / 27 640

Полезной нагрузки, кг
3300

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
910 / 882

Практический потолок, м
12 500

Максимальная дальность, км
2895

Фото Бе-10

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»