Военные корабли

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии тип «Фусо» заложен 20 ноября 1913 года на «Военно-морской верфи» в Иокосуке, спущен на воду 30 ноября 1915 года, вошел в состав флота 31 марта 1917 года. Зачислен в состав 1-й дивизии линейных кораблей 1-го флота. До окончания первой мировой войны линкор «Ямасиро» занимался боевой подготовкой и в боевых действиях не участвовал. В 1920 году выполнял различные задания командования у побережья.

Надстройки и носовые башни 356-мм главного калибра линкора «Ямасиро»

Дальнейший ход службы такой же, как у «Фусо», но несколько иными были сроки модернизации. Первую большую модернизацию «Ямаширо» прошел в 1923-1924 годах, объем работ был такой же, как на «систершипе». Следующий этап модернизационных работ пришелся на 1930-1936 годах, в несколько этапов. Результаты работ были такими же, как и на «Фусо». Единственное зримое отличие «Ямасиро» заключалось в том, что орудия башни № 3 главного калибра смотрели в корму — это было вызвано большими размерами носовой надстройки. По завершении работ «Ямаширо» становится флагманским кораблем Объединенного флота, но вскоре теряет этот почетный статус, в строй вернулся более мощный линкор «Нагато». В мае 1941 года была проведена последняя предвоенная модернизация, по её завершении линкор «Ямасиро» был в составе 2-й дивизии линейных кораблей.

7 декабря 1941 года линкор выходит в море с рейда Хасирадзимы в составе соединения и берет курс на острова Бонин. Цель выхода — прикрытие возвращающихся после успешного удара по Пирл-Харбору авианосцев адмирала Нагумо. С декабря 1941 года по апрель 1942 года 2-й дивизия линкоров находилась на рейде в полной готовности к выходу в море. В монотонную рейдовую жизнь вносили разнообразие выходы на стрельбы.

Линейный корабль «Ямасиро» на модернизации

18 апреля американские армейские бомбардировщики, взлетевшие с авианосца «Хорнет» (CV 8), бомбили японские города. Основной удар пришелся на Токио. Для обнаружения и уничтожения американского соединения в море с рейда Хасирадзимы вышли линкоры императорского флота. Поиски были безрезультатными, единственной добычей стал нейтральный транспорт «Ангарстрой». Пробыв несколько дней в море, корабли вернулись в базу. 5 мая 1942 года в море выходят 1-я и 2-я дивизии линейных кораблей на очередные учебные стрельбы, которые были прерваны затяжным выстрелом в одной из башен главного калибра линкора «Хьюга». «Ямаширо» вернулся на рейд Хасирадзимы.

С 19 по 23 мая линкор «Ямасиро» принимал участие в маневрах 1-го и 3-го флотов и затем вернулся в пункт базирования. Стоянка была короткой, и уже 29 мая «Ямаширо» выходит в море, в рамках операции «Ml»— захвата атолла Мидуэй и Алеутских островов. 2-я дивизия линкоров должна была прикрывать высадку на Алеутах. После разгрома соединения Нагумо операцию прекратили. 14 июня «Ямаширо» прибыл на рейд Йокосуки, 22-24 июня состоялся переход на Хаси-радзимский рейд.
14 июля прошла реорганизация императорского флота, в состав 2-й дивизии вошли «Мутсу» и «Нагато». С 29 августа по 4 сентября линкор «Ямасиро» прошел докование в Куре. Осенью на линкоре были проведены опыты по управлению самолетом с помощью радио. Испытывалась система капитан-лейтенанта X. Томоюши, старшего пилота-испытателя базы в Йокосуке. В экспериментах задействовали 2 небольших гидросамолета, которые стартовали с катапульты «Ямаширо», а после выполнения задания садились на воду и подымались на борт краном.

Опыты с корабельными самолетами на линейном корабле «Ямасиро». 1921 — 1922 г.

В декабре 1942 года во внутреннем Японском море прошли учения императорского флота, в которых приняли участие авианосец «Дзуйкаку», линкоры «Ямато», «Мусаси», «Фусо» и «Ямаширо». Почти весь 1943 год «Ямаширо» прослужил в качестве учебного корабля. В июле корабль прошел модернизацию и текущий ремонт на одной из японских верфей. На линкоре была смонтирована радиолокационная станция «Тип 21», усилена малокалиберная зенитная артиллерия, были установлены 21 25-мм зенитный автомат (17 одноствольных, 2 двуствольных), тем самым их общее количество было доведено до 37.

9 сентября линкор «Ямасиро» выходит в море для испытания радиолокационной станции. 15 сентября корабль возвращают в состав действующего флота. С 8 по 12 октября в Куре он проходит докование и очистку корпуса, 13 октября в порту Ужина (окрестности Хиросимы) принял на борт армейскую часть и 15-20 октября в составе войскового конвоя «TEI №3» совершает переход на Трук. В конвой также входили линкор-авианосец «Исе», легкий крейсер «Тацута» и 4 эсминца. По прибытии выяснилось, что бухта пуста и главные силы находились у атолла Брауна в надежде перехватить американское соединение, когда то атакует Уэйк. Войска с кораблей конвоя были выгружены, но они остались в лагуне, на «всякий» случай. 26-го флот вернулся в базу.

Cтроительство линкора «Ямасиро» на верфи в Иокосуке. 20 октября 1915 год.

31 октября в море выходят линкор «Ямаширо», линкор-авианосец «Исе», авианосец «Дзунье», крейсера «Тоне» и «Татсута» и 4 эсминца. 5 ноября соединение находилось в проливе Бунго, именно там оно было обнаружено американской подводной лодкой «Хэллибат» (SS-232), которой командовал капитан-лейтенант И. Дж. Гэллентин. Командир субмарины знал, что через район его патрулирования проследуют вражеские корабли. Эта информация была получена от радиоразведки.
В 5 ч 5 мин утра на экране лодочного радиолокатора появились отметки целей. Элементы их движения были следующими: дистанция 22 километра, курс 300°, скорость 19 узлов. Лодка начала маневр выхода в атаку. В 5 ч 39 мин лодка произвела шеститорпедный залп из носовых торпедных аппаратов с дистанции 1100 метров и глубиной установки хода торпед 3 метра. Через минуту одна из торпед поразила авианосец. Взрыв прогремел в его кормовой части и повредил рулевое устройство. Пять торпед прошли рядом с «Дзунье», затем одна из них поразила линкор «Ямасиро», но не взорвалась. Поврежденный авианосец отбуксировали в ближайший порт, а остальные корабли продолжили переход и 5 ноября прибыли в Токуяму, 6 ноября перешли в Куре и 7 ноября вошли на рейд в Хасирадзимы.

9 ноября флот вышел в море на учения. Во время выхода имело место чрезвычайное происшествие — столкновение с подводной лодкой «RO 113». К счастью удар был скользящим, и поэтому обе стороны отделались «легким испугом». До конца года линкор простоял на рейде, временами выходя в море на ученья. Последним примечательным событием года стала смена командира — был назначен бывший командир крейсера «Носиро» капитан 1 ранга Ю. Тавара.

29-31 декабря 1943 года линкор «Ямасиро» совершил переход в Йокосуку. Следующие два месяца линкор базировался на этот порт. 25 февраля 1944 года произошла очередная реорганизация японского флота. 2-я дивизия линейных кораблей 1-го флота была расформирована, а её корабли передали в состав 2-й дивизии линейных кораблей Мобильного флота. «Ямаширо», оставаясь в составе этого соединения, был передан в распоряжение военно-морской базы в Йокосуке и использовался как учебный корабль. 1 мая 1944 года капитан 1 ранга Тавара был произведен в контрадмиралы, но 5 мая он внезапно скончался на борту своего корабля. С 6 мая кораблем командует контр-адмирал Ш. Котсукиё.

Читать так же:
Японский линкор "Ямато" - самый большой в мире

С 12 по 24 мая линкор проходит докование и 29 мая выходит в море для проведения испытаний новых систем радиолокаторов, в качестве корабля-цели. В июне 1944 года имели место два важных события: американцы высадились на острове Сайпан и выиграли первую битву в Филиппинском море. «Восходящее солнце» почти закатилось, это прекрасно понимали штабные офицеры императорского флота и начали планировать все более авантюристические и самоубийственные операции, надеясь хоть как-то изменить военную ситуацию к лучшему. Одним из таких планов был самоубийственный рейд линкоров «Фусо» и «Ямаширо» к Сайпану. При его подготовке планировалось усилить зенитное вооружение, а на палубе установить десантные баржи. Но командующий Объединенным флотом адмирал С. Тоёда этот план отклонил.

В июле линкор «Ямасиро» прошел докование, текущий ремонт, совмещенный с модернизацией, на верфи в Иокосуке. На корабле установили ещё одну радиолокационную станцию «Тип 21» и две радиолокационных станции обнаружения надводных кораблей и управления артиллерийским огнем «Тип 22». Скорее всего, в этот же период на борту линкора установили систему опознавания «свой-чужой» «Тип 2», основанную на основе немецких разработок. Усилили малокалиберную зенитную артиллерию. После завершения работ на борту корабля находилось 66 25-мм зенитных автоматов (8-трехствольных, 9 спаренных, и 24 одноствольных). 10 августа работы окончили, 12-14 августа состоялся межбазовый переход из Йокосука в Куре, в составе соединения, в которое входили эскортный авианосец «Уньё» («Unyo») и 2 эсминца. С 14 августа по 10 сентября линкор «Ямасиро» прошел ускоренный курс боевой подготовки. 10 сентября линкор становится флагманом 2-й дивизии линкоров и на нем подняли флаг вице-адмирала С. Насимуры.

23 сентября 1944 года линейный корабль навсегда покинул японские воды. Рядом с ним шли однотипный «Фусо» и 4 эсминца. 24 сентября японская эскадра была атакована вражеской подводной лодкой «Плейс» (SS-390), которая выпустила шеститорпедный залп, но ни одна из торпед целей не нашла. 26 сентября в Южно-Китайском море японские корабли обнаружила американская подводная лодка «Памфрет» (SS-391), но из-за высокой скорости целей ей выйти в атаку не удалось. На следующий день соединение заметила подлодка «Флэшер» (SS-249), но и ей не удалось занять позицию для атаки.

4 октября линкор «Ямасиро» с эскадрой прибыл на рейд Линнга, вблизи Сингапура. С 18 по 20 октября они перебазировались в бухту Бруней на острове Борнео и 22 октября вышли в море в рамках операции «Шо-И-ГО». 24 октября «Соединение С», флагманом которого был «Ямаширо», обнаружено вражеской авиаразведкой. Начались безуспешные атаки палубной авиации (не значительные повреждения получил линкор «Фусо»). 25 октября 1944 г.японские корабли вошли в пролив Суригао. В 2 ч 45 мин на экранах радиолокационных станциях американских эсминцев появились отметки о цели. Дистанция ло нее составила 15 миль. Через 5 мин японское соединение было атаковано 35 торпедными катерами. Линкоры открыли огонь противоминным калибром, а эсминцы их охранения подсвечивали цели, благодаря чему один из снарядов «Ямасиро» повредил торпедный катер «РТ 495». Он вышел из боя, попытался выброситься на ближайшею отмель, но в конце концов затонул.

В 2 ч 56 мин сигнальщики эсминца «Сигуре» обнаружили вражеские эсминцы и предприняли попытку подсветить их, но «янки» были слишком далеко. В свою очередь американцы произвели торпедный залп, и одна из торпед поразила «Фусо». В 3 ч 10 мин в торпедную атаку вышли американские эсминцы «Мак Дермит» (DD 677) и «Монсин» (DD 798). Одна из торпед «Монсина» поразила линкор «Ямасиро». После взрыва на борту линкора вспыхнули пожары, которые приближались к погребам боезапаса. Командир линкора принял нелегкое решение затопить два погреба. В результате этого без снарядов остались две башни главного калибра. Во время этой атаки японское соединение лишилось трех эсминцев.

В 3 ч 25 мин в атаку на осколки «Соединения С» устремились 14 вражеских эсминцев. Командир эсминца «Киллен» (DD 593) приказал установить глубину хода торпед 6,7 м, и после залпа одна из них поразила «Ямаширо» в центральную часть по левому борту. Скорость линкора упала до 5 узлов. Но к 3 ч 36 мин её удалось увеличить до 18 узлов. В 3 ч 51 мин в бой вступили американские крейсера. Вскоре к ним присоединились линкоры «Калифорния» (ВВ 33), «Пенсильвания» (ВВ 38), «Миссиссиппи» (ВВ 41), «Теннесси» (ВВ43), «Мэриленд» (ВВ46), «Вест Виржиния» (ВВ 48). Все они, за исключением «Миссис-сиппи» были ветеранами Перл-Харбора.

«Пенсильвания» не смогла открыть огонь, радиолокационная станция была устаревшей и не могла производить распознавание целей. Остальные американские линкоры открыли интенсивный огонь. «Ямаширо» шел через стену разрывов, получая все новые и новые повреждения, он горел, его надстройки были освещены огнем пожаров. Орудия японского линкора вели ответный, но весьма неточный огонь. Скорость линкора упала до 12 узлов. Между 4 ч 3 мин и 4 ч и 5 мин в атаку на линкор вышли эсминцы 56 дивизиона. Они шли через стену японских и американских разрывов снарядов, получая попадания с обеих сторон. Им все-таки удалось выйти в точку залпа и выстрелить 13 торпедами с дистанции 5670 метров. В 4 ч 9 мин адмирал Олдендорф приказал прекратить огонь. На «Миссиссиппи» команду не услышали, и он еще несколько минут продолжал вести огонь.

Фото линкора «Ямасиро» в цвете после спуска на воду

В 4 ч 11 мин 2 торпеды выпущенные эсминцем «Ньюкомб» (DD-586) поразили линкор «Ямасиро», и в 4 ч 19 мин, весь охваченный огнем, он затонул. Место гибели «Ямаширо» находится в точке с координатами 10° 22, N и 125° 21, Е. Эсминец «Клакстон» (DD 571) подобрал из воды пять человек из команды линкора, остальные плававшие в воде (около 150 человек) отказались спасаться. Всего на «Ямаширо» погибло около 1500 человек.
Старшим среди спасенных был лейтенант Эдзами, именно от него американцы узнали название потопленного ими корабля. В 1961 году во время беседы с историками он сказал, что причиной гибели линкора были торпедные попадания, а повреждения от артиллерийского огня были незначительны. 15 ноября 1944 года 2-я дивизия линкоров была расформирована. 31 августа 1945 года линейный корабль «Ямаширо» исключили из списков флота.

Тактико-технические характеристики линкора «Ямасиро»

Водоизмещение
Стандартное — 34 700 т,
полное — 39 154 т

Размеры
Длина: 192,1/212,8 м (после модернизации)
Ширина: 28,7 /33,1 м (после модернизации)
Осадка: 8,7/9,7 м (после модернизации)

Бронирование
Главный пояс — 305…102 мм; верхний пояс — 203 мм;
траверсы — 305…127 мм; палуба — 97+51;
башни — до 305 мм; барбеты — 203 мм;
рубка — 350; казематы — 152 мм

Двигатели
4 ТЗА Kampon
Мощность: 75 000 л. с.

Движитель
4

Скорость хода
24,7 узла

Дальность плавания
8000 морских миль на 16 узлах

Экипаж
1198 человек (1915 г.) 1396 человек (1935 г.)
1800-1900 человек. (1941-1944 гг.)

Вооружение
Артиллерия: 6 × 2 — 356-мм/45, 14 × 1 — 152/50
Зенитная артиллерия: 4 × 2 — 127-мм/40, 20 × 3 — 25-мм/60

Авиационная группа
1 катапульта, 3 гидросамолёта

Линкор «Ямасиро» до модернизации

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»