История авиации

Легендарные самолёты: Ту-160

Самый большой сверхзвуковой военный самолет в мире, Ту-160 по праву считается оплотом обороноспособности России, стражем, охраняющим границы страны.

Начало разработки нового советского стратегического сверхзвукового бомбардировщика в начале 1970-х гг. было обусловлено созданием в США бомбардировщика Rockwell B-1. Это и определило в дальнейшем внешний облик и характеристики нового самолёта. Кроме того, в СССР объективно назрела необходимость в такой боевой машине, способной дополнить бомбардировочную мощь страны, состоявшей из турбовинтового Ту-95 и реактивного Ту-22М. Многорежимность самолёта должна была обеспечивать атаку целей на крейсерской дозвуковой скорости, а преодоление средств ПВО противника – на сверхзвуковой скорости.

Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие КБ Сухого, Мясищева и Туполева.  Именно лучшим было признано предложение КБ Мясищева, однако, учитывая сомнения относительно способности запуска такого проекта в серию и уже имеющийся опыт проектирования и эксплуатации тяжёлого сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, командование ВВС отдало предпочтение проекту Ту-160. Генеральный конструктор Алексей Андреевич Туполев сразу же назначил руководителем программы Валентина Близнюка. Внешний облик будущей машины был определён довольно быстро, при этом он изначально включал крыло с изменяемой в полёте стреловидностью. Особое внимание уделялось силовой установке: были предложения и рассмотрены варианты размещения воздухозаборников и двигателей, включая экзотические (к примеру, был вариант вертикальной спарки, когда двигатели устанавливались бы один над другим).

Хотя многие системы, доказавшие свою надёжность на Ту-22М3, были адаптированы для Ту-160, новый самолёт оснащался очень многими принципиально новыми решениями: около 20% корпуса изготовлены из титана и его сплавов. Кроме того, широкое применение нашли и композиционные

материалы: углеволокно и стекловолокно. Огромные отъёмные части крыла с топливными кессон-баками внутри крепятся к центроплану шарнирами, что обеспечивает изменяемую в полёте стреловидность от 20 до 65 градусов. Кроме того, необычным было и шасси: основные стойки оснащены выдвижными стойками, которые удлиняются при выпуске, расширяя колею шасси на 60 см. Приборному оборудованию также было уделено особое внимание: в его состав вошли астроинерциальная навигационная система, система »Астрал», РЛС дальнего обнаружения морских и наземных  целей, активно-пассивная система постановки помех, оптико-электронные прицелы для бомбометания, специальное устройство определения источников теплового излучения для обнаружения самолётов и ракет, прицелено-навигационный комплекс »Обзор-К», бортовой комплекс обороны »Байкал». Беспецедентным было и количество цифровых процессоров – более сотни, включая 8 цифровых навигационных вычислителей. Также впервые для тяжёлого самолёта вместо штурвала применена ручка управления, как на истребителях. Всего же в работах по проекту Ту-160 принимали участие более 800 предприятий! Электродистанционная автоматическая бортовая система обеспечивает управление самолётом, при этом самолёт управляется по тангажу с помощью цельноповоротного стабилизатора, по крену – флаперонами и интерцепторами, а по курсу – цельноповоротным килем.

Два первых прототипа нового бомбардировщика были доставлены в разобранном виде с завода в Казани в научно-технический комплекс в Жуковском. 26 ноября 1981 года готовый самолёт выкатили из ангара и поставили рядом с Ту-144. И тут случился досадный »прокол»: самолёт сразу же сфотографировали американские спутники (по другим данным – фото было сделано с пролетавшего мимо самолёта). Западные спецслужбы, путем сравнения размеров Ту-144 и нового неизвестного им самолёта, быстро с ужасом определили: СССР сделал самый большой в мире бомбардировщик, а NATO назвала его »Blackjack». Об утечке информации стало известно КГБ, и с тех пор ни один новый самолёт не выкатывали из ангаров днём.

Первый полёт Ту-160 под управлением экипажа лётчика-испытателя Бориса Веремея состоялся 19 декабря 1981 года. Последовавшие испытания проходили вполне успешно (правда, третий серийный самолёт потерпел аварию на этапе взлёта из-за неисправного двигателя), поэтому командование ВВС решило заказать сотню таких машин, и строительство было развёрнуто на Казанском авиастроительном заводе.

Испытания и доводка машины длились 5 лет, и в мае 1987 года гордость страны советов, Ту-160, поступил на вооружение ВВС. 19 самолётов были отправлены в 184-й гвардейский авиаполк в Прилуках (Украина). Ещё одна база – 160-й бомбардировочный авиаполк –была сформирована в 1991 году в Энгельсе (Саратовская область). До распада СССР туда было поставлено 4 самолёта. В 1989-1990 гг самолёт установил 44 мировых рекорда скорости среди машин своего класса. С начала 1992 года ВВС, как и вооруженные силы России в целом, находились в тяжёлом кризисе. Флот Ту-160 пострадал не только от прекращения финансирования и, соответственно, полётов, но и от того, что основная масса произведённых самолётов осталась за рубежом, на Украине (там самолёты также не поднимались в воздух с 1992 г.). Правительство России всерьёз обеспокоилось возрождением стратегической авиации после начала военного вторжения американских войск на территорию бывшей Югославии в 1999 году. По достигнутой в том же 1999 году договорённости, в обмен на списание части долга Украины за природный газ, из полка в Прилуках 8 Ту-160 и 3 Ту-95 были переданы России. Остальные самолёты, оставшиеся на Украине были утилизированы ввиду их деградировавшего технического состояния. Кроме того, на заводе в Казани в течение 2002-2008 гг были построены ещё несколько новых и модернизированы остальные бомбардировщики-ракетоносцы. Таким образом, общее количество Ту-160, находящихся сейчас на вооружении ВВС РФ составляет 16 экземпляров.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В настоящее время работы по проекту Ту-160 продолжаются. Разработана и внедряется программа модернизации бомбардировщиков: новое навигационное и приборное оборудование, силовая установка и вооружение. Ожидается, что в течение ближайших 6 лет будут выпущены ещё как минимум 8 модернизированных бомбардировщика. 16 августа 2005 года Президент России В.В. Путин в составе экипажа одного из трёх Ту-160 совершил 5-часовой боевой полёт с авиабазы в подмосковном Чкаловском в Оленегорск Мурманской области. В ходе полёта (в том числе и на сверхзвуковой скорости) была испытана новая крылатая ракета, которая успешно поразила наземные цели на полигоне под Воркутой. Через 2 года, в августе 2007 года было объявлено, что полёты дальней авиации возобновлены на постоянной основе. С тех пор в том числе и Ту-160 выполняют задания в различных частях планеты. К примеру, в сентябре 2008 года 2 таких самолёта совершили полёт по маршруту Энгельс-Оленегорск-Либертадор (Венесуэла), где они приняли участие в учебно-тренировочных полётах над нейтральными водами Атлантического океана и Карибского моря. Впервые в отечественной практике для посадки самолётов дальней стратегической авиации был использован иностранный аэродром (Следует учесть, что эти учения проводились во время возросшего напряжения в отношениях между РФ и США). Через 8 дней самолёты вернулись к месту базирования, совершив по пути над Норвежским морем первую за многие годы ночную дозаправку в воздухе от самолёта Ил-78. Через месяц, в октябре 2008 Ту-95МС и Ту-160 приняли участие в самых крупных с 1984 года учениях дальней авиации. Некоторые самолёты впервые в практике во время вылета полностью израсходовали боекомплекты. В июне 2010 года на самолёте был поставлен рекорд продолжительности полёта – 24 часа 24 минуты, при этом было пройдено расстояние около 18 тыс. км вдоль государственной границы РФ, а масса топлива, использованного при дозаправке, составила 50 т. 1 ноября 2013 года 2 самолёта Ту-160 дважды вошли в воздушное пространство Колумбии, не получив на то разрешения, чем вызвали дипломатический скандал. 9 мая 2014 года самолёты Ту-160 приняли участие в воздушном параде, посвященном Дню Победы в Крыму (Севастополе).

За время эксплуатации Ту-160 в катастрофе был потерян один самолёт: 18 сентября 2003 года в 40 км от аэродрома Энгельс в ходе выполнения технического полёта после замены одного из двигателей на самолёте с бортовым номером 01 возник пожар, приведший к крушению бомбардировщика и гибели 4 членов экипажа.

Характеристики:

Экипаж: 4 человека;

Длина: 54,1 м;

Размах крыла при стреловидности 20° : 55,7 м;
Размах крыла при стреловидности 65° : 35,6 м;
Высота: 13,1 м;
Площадь крыла при стреловидности 20° : 400 м²
Площадь крыла при стреловидности 65° : 360 м²
Масса пустого самолёта: 110 т;
Нормальная взлётная масса: 267 т;
Максимальная взлётная масса: 275 т;
Силовая установка: 4 ТРДДФ НК-321;
Тяга: 137,3 кН каждый;
Тяга на форсаже: 245 кН каждый;
Максимальная скорость: 2200 км/ч (2,05 М; 1200 узлов) на высоте 12200 м;
Крейсерская скорость: 960 км/ч (0,9 М; 518 узлов);
Дальность полёта: 12300 км;
Боевая дальность на дозвуковом режиме: 7300 км;
Боевая дальность на сверхзвуковом режиме: 2000 км;
Практический потолок: 21 км;
Вертикальная скорость набора высоты: 70 м/с;
Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,37;
Масса топлива: 148 т;
Вооружение устанавливается внутри самолёта и включает в себя:
– 12 крылатых ракет »Радуга» Х-55;
– 24 ракеты Х-15;
– комплект бомб свободного падения (в том числе ядерных) и (или) морских мин.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»