Як-4 (ББ-22) — ближний бомбардировщик
Як-4 (ББ-22) — ближний бомбардировщик
ОКБ А.С. Яковлева в предвоенные годы создало несколько типов легких самолетов, отличавшихся хорошими аэродинамическими формами. На этих машинах советские летчики установили более десятка мировых рекордов высоты и скорости полета для машин соответствующих весовых Категорий. Опираясь на накопленный опыт, Яковлев решил разработать Двухмоторный бомбардировщик, который обладал бы потолком и скоростью не меньшими, чем у лучших зарубежных истребителей. Для бомбардировщика была избрана схема низкоплана с разнесенным хвостовым оперением. Машина рассчитывалась под два серийных двигателя жидкостного охлаждения М-103 мощностью 960 л.с. Конструкция самолета, подучившего заводское обозначение «№ 22» (затем Як-2), — смешанная.
Крыло двухлонжеронное с гладкой фанерной обшивкой. Хвостовая часть фюзеляжа — ферменная, из стальных труб, обшивалась, как и рули, полотном. Для достижения высокой максимальной скорости конструкторы много внимания уделили совершенствованию аэродинамики и общей компоновке самолета. Кабина штурмана была размещена в средней части фюзеляжа, а для того, чтобы штурман имел хороший обзор задней полусферы и мог вести огонь по атакующему с задней полусферы противнику, обшивку верхнего гаргрота хвостовой части спроектировали опускающейся.
Заводские испытания самолета в варианте бомбардировщика проводил летчик-испытатель Ю.И. Пионтковский. Испытания прошли успешно, они подтвердили расчеты конструкторов. Самолет развивал скорость 567 км/ч, потолок — 11 800 м, а дальность полета — 1050 километров. Вооружение самолета состояло из двух скорострельных 7,62-мм пулеметов, установленных один (неподвижный) в передней части фюзеляжа, второй — (турельный) в кабине штурмана для обстрела задней полусферы. В отсеке, размещенном в средней части фюзеляжа, самолет нес 400— 600 кг бомб различного калибра. Было предложено запускать самолет в серию сразу на двух заводах. Впрочем, Яковлев это предвидел и еще до показа самолета на парадах начал передавать копии его чертежей на завод, где было организовано специальное КБ-70 по внедрению. Первый серийный самолет совершил первый полет 20 февраля 1940 г.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Почти одновременно с бомбардировочным вариантом, имевшим обозначение ББ-22 (Як-4), был построен аналогичный по схеме и конструкции разведывательный вариант самолета, получивший обозначение Р-12. На нем в кабине штурмана установили аэрофотоаппарат «АФА», а бомбоотсек приспособили для загрузки осветительными бомбами. На построенном несколько позже истребительном варианте, имевшем обозначение И-29, было значительно усилено бортовое вооружение. В дополнение к двум пулеметам в нижней части фюзеляжа установили две 20-мм пушки. На испытаниях машины показали примерно одинаковые с ББ-22 (Як-4) летные данные. Однако до серийного производства доводился только бомбардировочный вариант.
Серийное производство самолетов Як-2 с двигателем М-103 и Як-4 с двигателем М-105 продолжалось недолго. Было выпущено около 600 машин, которые применялись лишь в начале войны. По сравнению с другими отечественными бомбардировщиками самолет Як-4 был явным аутсайдером при решении любой боевой задачи. Следует признать, что принятие на вооружение ВВС этого самолета является грубейшей ошибкой УВВС и Комитета обороны. Реальной боевой ценности он не представлял, но сил и средств на его внедрение в серию и освоение в частях было затрачено немало. А ведь А.С. Яковлева за эту машину наградили орденом Ленина, автомобилем ЗИС и премией в 100 тыс. рублей.
Тактико-технические характеристики Як-4
Экипаж, чел.
2
Двигатель, тип х кол, название
ПД х 2, М -105
Мощность, л.с.
1100
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
14,0 / 29,4
Длина самолета / высота самолета, м
10,18/ н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
6115/ 4560
Полезной нагрузки, кг
400—600
Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
533 / 453
Практический потолок, м
9700
Максимальная дальность, км
925
Вооружение
2×7,62-мм пулемета ШКАС,
бомбовая нагрузка до 800 кг
Фото Як-4