Самолеты

И-Z (И-ЗЕТ) — пушечный истребитель Григоровича

И-Z (И-ЗЕТ) — пушечный истребитель Григоровича

С появлением безоткатных артиллерийских систем, названных динамо-реактивными пушками (ДРП), многие конструкторы самолетов решили установить их на своих машинах. Прежде чем установить ДРП на боевые самолеты, конструктор Л.В. Курчевский провел предварительные испытания своей установки на истребителе И-4. Подвешенные под плоскостями самолета два 63-мм безоткатных орудия при стрельбе по наземным целям Подтвердили принципиальную возможность их использования в авиации. Летом 1930 г. Глававиапром в срочном порядке поручил авиаконструктору Д.П.Григоровичу разработать проект истребителя-перехватчика с 76-мм динамо-реактивными авиационными пушками АПК-4. Правда, эти пушки только создавались, но считалось, что довести их можно совместно с самолетостроителями.

Новое задание Д.П. Григорович получил, находясь в роли одного из руководителей ОКБ ОГПУ на заводе № 39 им. Менжинского, где все конструкторы были заключенными. Получив «добро» на проектирование пушечного самолета, Григорович создал свою конструкторскую группу и засекретил ее тематику от начальства. Истребитель получил загадочное название Z, а его проектирование и постройка велись в отдаленном, наглухо закрытом от постороннего взгляда ангаре. Это был подкосный низкоплан, в котором передняя часть фюзеляжа с двигателем и кабиной была аналогична истребителю И-5, созданному ранее на этом заводе. Но все остальное выглядело иначе. Хвостовая часть фюзеляжа овального сечения имела высокий киль и горизонтальное оперение с подкосом. Крыло эллипсовидное с полотняной обшивкой по форме напоминало крыло бабочки.
Однажды на завод приехал И.В. Сталин, чтобы осмотреть опытное производство. Сталин сел в кабину истребителя, спрашивал о назначении тех или иных рычагов и потянул за рычаг механизма перезарядки пушек, механизм, как назло, не сработал. Конструктор Григорович был очень смущен, но это не повлияло на его освобождение в мае 1931 г. Вскоре летчик-испытатель Б.Л. Бухгольц поднял истребитель И-Z в воздух. На испытаниях большие трудности вызывала стрельба из пушек. Конструкция была пересмотрена, вблизи подвески пушки полотняную обшивку заменили дюралевой. Госиспытания серийных самолетов проходили на полигоне близ Переславля и в Люберцах осенью 1933 г. Выводы НИИ ВВС были однозначны: «несмотря на имеющиеся дефекты, считать, что системы АПК-4 испытания прошли и могут быть допущены на войсковые испытания». В течение 1933 г. в Москве было построено 22 машины, 17 из которых пошли на войсковые испытания.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Опытный истребитель И-Z

Затем к серийному выпуску истребителя И-Z присоединился завод в Харькове. Там в то время выпускали пассажирские самолеты К-5 смешанной конструкции. Дело осложнялось тем, что технология изготовления К-5 была совершенно иной. Пришлось срочно создавать новые цеха. Особенно трудно шло освоение клепаных металлических обшивок. В итоге из планируемых к постройке 80 машин в 1934 г. было построено только 30. К тому же военная приемка отказывалась выпускать самолеты из-за недоведенности пушек. Проведенные войсковые испытания стрельб из пикирования, кабрирования и в горизонтальном полете выявили некоторые сложности. При минимальной скорости полета после залпа из-за сильного отсоса воздуха отлетали части плоскостей, элеронов и фюзеляжа. Трудности с первыми образцами безоткатных орудий не остановили конструкторов. В 1932 г. для проведения дальнейших работ Д.П. Григоровичу передали опытный завод N° 133. Его заместителем назначили Л.В. Курчевского. В итоге был создан новый образец ДРП — 37-мм пушка с магазином на 25 выстрелов. Впоследствии Григорович на базе самолета И-Z создал еще несколько проектов истребителей под общим названием «Пушечный истребитель».

Тактико-технические характеристики самолета И-Z (И-ЗЕТ)

Экипаж, чел.
1

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-22

Мощность, л.с.
480

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
11,5 / 19,50

Длина самолета / высота самолета, м
7,65 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1648 / 1180

Полной нагрузки, кг
468

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
239 / 259

Практический потолок, м
7000

Максимальная дальность, км
600

Вооружение
1 × 7,62-мм пулемёт ПВ-1
2 × 76,2-мм пушки АПК-4

Фото И-Z

Система «Самолет-Звено». Бомбардировщик ТБ-3 несет на себе два И-5 на крыле, два И-16 — под крылом и один И-Z — под фюзеляжем.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»