Танки и бронетехника

Бронетранспортер БТР-152

Бронетранспортер БТР-152

БТР-152 — тяжелый трехосный полноприводный бронетранспортер начали проектировать конструкторы Московского автомобильного завода в ноябре 1946 года. В разработке конструкции бронетранспортера БТР-152 принимали участие Б. М. Фиттерман (руководитель), К. М. Андросов, Петренко, В. Ф. Родионов, П. П. Черняев, Н. И. Орлов и др. В конце 1949 года бронетранспортер успешно прошел государственные испытания, а 24 марта 1950 года был принят на вооружение. Труд создателей бронетранспортера был высоко оценен. Они были в 1950 году удостоены Государственной премии.

БТР-152 — видео

Компоновочная схема среднего бронетранспортера была идентична компоновочной схеме среднего бронетранспортера БТР-40. Она также включала четыре отделения, располагавшиеся по длине корпуса от носа к корме в следующем порядке: силовой установки (моторное), управление, десантное, которое при необходимости можно было использовать как боевое отделение, и трансмиссионное, располагавшееся под первыми тремя отделениями.
Бронетранспортер БТР-152 был выполнен по безрамной схеме, обеспечивающей меньшую массу за счет исключения рамы и меньшую габаритную высоту. Эта схема предусматривала крепление к бронированному корпусу машины, обладавшему необходимой прочностью и жесткостью двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии, ходовой части серийного грузового автомобиля ЗИС-151.

В бронетранспортере отсутствовала крыша в десантном отделении; имелись амбразуры, прикрытые броневыми заслонками, для стрельбы из личного оружия десантников из дверей в отделении управления и кормовой части десантного отделения. В отделении управления предусматривалось размещение двух человек — водителя и командира бронетранспортера, в десантном отделении — 17 человек. В смотровых люках водителя и командира бронетранспортера устанавливались приборы наблюдения — многослойные стеклоблоки широкого обзора.

Бронетранспортер БТР-152 был вооружен пулеметом СГМБ, образца 1949 года, который мог устанавливаться на одном из четырех вертлюжных кронштейнов — курсовом (основном), установленным над отделением управления, бортовых и кормовом. Углы горизонтального обстрела пулемета, установленного на курсовом и кормовом кронштейнах, составляли 170 , и на бортовых кронштейнах 120-145 градусов вертикального обстрела пулемета составляли
от -15 до 4-43 градусов. Боекомплект бронетранспортера составлял 1250 патронов (5 лент).

Бронетранспортер БТР-152 был укомплектован танковой коротковолновой приемо-передающей радиостанцией Р-113. Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии бронетранспортера отличалась простотой. Она давала возможность значительного сокращения колесной базы по сравнению с одноименным параметром базовой машины (на 385 мм), чем обеспечивалось сокращение габаритной длины машины. С целью получения хороших тягово-скоростных качеств бронетранспортера, мощность его двигателя, допускавшего форсирование по частоте вращения коленчатого вала и степени сжатия, была повышена до 80,9 кВт (110 л.с.). Подвеска бронетранспортера, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических рессор с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия переднего моста и балансирной для задней тележки, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и местности с достаточно высокой средней скоростью — до 20-25 км/ч. Бронетранспортер имел 38 мест смазки, требовавших разных видов смазки и масел для 55 точек смазки. Величины преодолеваемых бронетранспортером профильных препятствий практически не изменились по сравнению с его базовой машиной.

В 1950 году параллельно с основной моделью бронетранспортера была разработана его модификация БТР-152А, вооруженная двумя спаренными крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, образца 1944 года, предназначенных для поражения воздушных, летящих на высоте до 2000 м, и легкобронированных целей на расстоянии до 1000 м, которые были установлены на турельной установке в десантном отделении, обеспечивающей круговой горизонтальный обстрел с углом возвышения до 90 градусов. Боекомплект состоял из 1200 патронов к пулеметам (24 ленты). Число десантников у этой модификации было уменьшено до восьми человек.

Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии модификации бронетранспортера БТР-152В практически не изменилась по сравнению со схемой основной модели, за исключением дополнительно включенных в нее элементов привода лебедки. Подвеска этой модификации бронетранспортера практически не изменилась.

В 1955 году параллельно с модификацией бронетранспортера БТР-152В была разработана ее модификация — БТР-152Е, вооруженная двумя спаренными крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, образца 1944 года, которые были установлены в ее десантном отделении аналогично бронетранспортеру БТР-152А.
Б 1955 году была разработана и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В, отличавшаяся от замененной ею основной модели агрегатами и узлами трансмиссии и ходовой части новой машины (ЗИЛ-157), шинами увеличенного профиля (12,00-18″ вместо 9,00-20″), системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах с наружным прдводом воздуха к шинам, воздушным компрессором повышенной производительности с водяным охлаждением головки, увеличенным передаточным отношением главной передачи мостов, лебедкой, карбюратором и пусковым подогревателем двигателя.

Читать так же:
Танк ТГ (Танк Гротте)

В 1958 году была разработала и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В1, отличавшаяся от бронетранспортера БТР-152В более совершенной системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах — с внутренним подводом воздуха к шинам, подшипниками скольжения ступиц балансирной подвески задней тележки, заменивших подшипники качения, установкой прибора ночного видения водителя и отопителем отделения управления и десантного отделения. Прибор ночного видения водителя (мод. ТВН-2) представлял собой перископическую бинокулярную оптическую систему с электронно-оптическим преобразователем невидимого изображения объекта в видимое при облучении дороги и объектов инфракрасными лучами.
В 1959 году была разработана и начала серийно выпускаться еще одна модификация бронетранспортеров этого типа — БТР-152К, отличавшаяся от ранее выпускавшихся моделей корпусом с бронированной крышей, позволявшей защитить от огня сверху личный состав, находящийся в десантном отделении, и герметизировать отделение управления и десантное. В крыше корпуса имелись три люка с крышами для посадки (высадки) десантников и два смотровых люка. С целью сохранения боевой массы модификации как у основной модели, число десантников у нее уменьшили до 13 человек.

 

Внутри БТР-152

Модификации
БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4

В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4

 

БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2

БТР-152А (1951) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Серия в 1952-55 гг. на ЗиС, 719 машин. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 10 чел.

 

БТР-152И

БТР-152И (1957) — машина управления, с высоким закрытым корпусом. Серия в 1957-62 гг. на ЗиЛ и БАЗ

 

БТР-152В1

БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса). Серия на ЗиЛ (в 1957-59 гг., 611 машин) и БАЗ (в 1960-62 гг.)

 

БТР-152Э1

БТР-152Э1 – экспортное исполнение базового БТР-152В1, предназначенное для поставки в армии дружественных СССР стран. Среди прочего эти машины поставлялись и на Ближний Восток, в частности, в Египет.

 

Тактико-технические характеристики БТР-152

Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 19
Годы производства: с 1947 по 1962
Количество выпущенных, шт.: 12 421

Вес БТР-152

— 8,7 тонн (8,95 с лебёдкой)

Размеры БТР-152

— Длина корпуса, мм: 6830
— Ширина корпуса, мм: 2320
— Высота, мм: 2410
— База, мм: 3880
— Колея, мм: 1720..1742
— Клиренс, мм: 295

Броня БТР-152

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 13
— Борт корпуса, мм/град.: 6..10,8
— Корма корпуса, мм/град.: 9
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 5..8

Вооружение БТР-152

— Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ
— Дальность стрельбы, км: до 2,3

Двигатель БТР-152

— Тип двигателя: ЗИЛ-123В
— Мощность двигателя, л. с.: 110

Скорость БТР-152

— Скорость по шоссе, км/ч: 65
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..50
— Запас хода по шоссе, км: 550
— Запас хода по пересечённой местности, км: 430
— Удельная мощность, л. с./т: 12,3

— Колёсная формула: 6 × 6
— Тип подвески: зависимая рессорная
— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,6
— Преодолеваемый ров, м: 0,8
— Преодолеваемый брод, м: 0,8

 

Фото БТР-152

Сгоревший БТР-152К южан-суннитов

 

БТР-152 часто снимался в кино, как немецкий бронетранспортер

 

БТР-152 был изменен ливанскими боевиками. В десантном отделении была размещена зенитная установка ЗУ-23-2.

 

Израильский трофейный БТР-152 с двумя 20-мм зенитными пушками в башне TCM-20

 

БРЭМ на базе БТР-152, использовавшаяся ливанской армией

 

Опытный БТР-Э152В с равным расположением осей на выходе из окопа с ячейкой для бойца

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»