Танки и бронетехника

Танк ТГ (Танк Гротте)

Танк ТГ (Танк Гротте)

ТГ, «Танк Гроте» (иногда также встречаются обозначения ТГ-1 и «Танк Гротто») — экспериментальный советский средний танк (из-за мощного вооружения в документах того времени часто проходил как «мощный средний танк»), созданный в 1931 году под руководством работавшего в то время в СССР немецкого инженера-конструктора Эдварда Гроте.

В серийное производство ТГ пущей не был, так в конструкцию этой боевой машины входило множество сложных агрегатов, к выпуску которых советская промышленность не была готова. В 1931 г. на заводе «Большевик» в Ленинграде был изготовлен единственный экземпляр танка Гротте, конструкция которого к тому же существенно отличалась от изначального проекта.

Нужно отметить, что конструкция танка ТГ содержала в себе ряд принципиально новых идей, намного опередивших свое время. Некоторые из этих идей были воплощены позднее в конструкциях других моделей танков. По внешнему виду танк Гротте больше похож на боевые машины 40-х гг., чем на танки 30-х гг. ТГ относился к среднему типу танков. Корпус ТГ был полностью сварным, что для того периода развития боевой техники казалось новшеством. Корпус в носовой части был скошен, бронелисты устанавливались наклонно. Подбашенная коробка имела обтекаемую форму, а две установленные одна над другой башни были способны обеспечивать круговой обстрел из двух пушек калибра 76 и 37 мм.

Наблюдение за полем боя механик-водитель вел через три окна со смотровыми щелями, а командир пользовался установленным на крыше малой башни стробоскопом. В конструкции коробки передач, которая имела по четыре скорости назад и вперед, применялись шестерни с шевронным защемлением. Особый механизм реверса позволял танку двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Ходовая часть танка была наполовину прикрыта бронеэкранами. Имелось по пять больших опорных катков на борт с индивидуальной подвеской, оснащенных пневматическими амортизаторами.

Гусеница была изготовлена из штампованных деталей и обладала большим сопротивлением на разрыв. Опорные катки имели тормоза для экстренной остановки на случай обрыва гусеницы. У ТГ были высокая огневая мощь, хорошая защищенность и подвижность, а также плавность хода и удобное размещение экипажа. Однако при изготовлении единственной модели ТГ большой подбашенный погон подвергся деформации, вследствие чего нижняя вращающаяся башня стала неподвижной. В ходе сборки боевой машины компактный танковый двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л. с., разработанный Гротте, был заменен более надежным тяжелым авиационным двигателем М-6.
В конце июня 1931 г. прошли первые испытания ТГ, в результате которых были выявлены как достоинства, так и многочисленные недостатки данной модели.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Хотя танк Гротте был способен развивать внушительную скорость, обладал значительной маневренностью и проходимостью, надежность этой боевой машины оказалась не очень высокой. В уплотнениях пневматических сервоприводов управления была использована резина низкого качества, вследствие чего сервоприводы часто выходили из строя. Гусеницы оказались недостаточно эффективными на вязких грунтах, боевое отделение было тесным, а в обслуживании ходовой части выявились непредвиденные сложности.

Однако следует отметить, что хотя танк Гротте не был пущен в серийное производство и принят на вооружение, в ходе работы над единственной моделью этой боевой машины был накоплен опыт, который советские инженеры использовали при разработке многобашенных танков Т-28, Т-35 и некоторых др.

Тактико-технические характеристики танка ТГ

Экипаж, чел.: 5—6
Годы производства: 1931
Годы эксплуатации: 1931—1932
Количество выпущенных, шт.: 1 опытный
Компоновочная схема: классическая

Вес танка ТГ

— 25 тонн

Размеры танка ТГ

— Длина корпуса, мм: 7500
— Ширина корпуса, мм: 3000
— Высота, мм: 2840
— Клиренс, мм: 340

Броня танка ТГ

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 44
— Борт корпуса, мм/град.: 20—24
— Корма корпуса, мм/град.: 24
— Днище, мм: 8
— Крыша корпуса, мм: 8
— Лоб башни, мм/град.: 44
— Лоб рубки, мм/град.: 44
— Борт башни, мм/град.: 30
— Борт рубки, мм/град.: 30
— Корма башни, мм/град.: 30
— Корма рубки, мм/град.: 30
— Крыша башни, мм: 10
— Крыша рубки, мм/град.: 10

Вооружение танка ТГ

— Калибр и марка пушки: 1 × 76,2-мм А-19, 1 × 37-мм ПС-1
— Тип пушки: танковая
— Боекомплект пушки: 50 × 76,2-мм, 80 × 37-мм
— Прицелы: телескопический
— Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ, 3 × 7,62-мм Максим; 2309 патронов

Двигатель танка ТГ

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный авиационный четырёхтактный воздушного охлаждения М-6
— Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость танка ТГ

— Скорость по шоссе, км/ч: 34
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15
— Запас хода по шоссе, км: 350
— Запас хода по пересечённой местности, км: 120
— Удельная мощность, л. с./т: 12
— Тип подвески: индивидуальная, пружинная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,67
— Преодолеваемый ров, м: 5

 

Фото танка ТГ

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»