Истребитель Еврофайтер Тайфун
Истребитель Еврофайтер Тайфун
Еврофайтер Тайфун — двухдвигательный многоцелевой истребитель 4-го поколения со схемой «утка» и треугольным крылом. Поздние модификации данного истребителя относятся к поколению 4+ или 4++. Разработка и производство Тайфуна ведется фирмой Eurofighter GmbH, которая была создана консорциумом Alenia Aeronautica, EADSМ и BAE Systems в 1986 году. Разработку перспективного самолета начали в 1979 году.
Еврофайтер Тайфун — видео
Тайфун – уникальный боевой самолет, выпускаемый в четырех вариантах: по одному варианту для каждой страны входящей в консорциум (Британия, Германия, Италия и Испания). В это же время все компании-подрядчики занимаются производством агрегатов для каждого из 620 самолетов.
Члены консорциума занимаются производством следующих элементов многоцелевого истребителя:
AleniaAeronautica — задняя секция фюзеляжа, внешние флапероны, левое крыло;
BAE Systems — задняя секция фюзеляжа, передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), гаргрот, фонарь, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны;
EADS Deutschland — центроплан, центральная часть фюзеляжа;
EADS CASA — предкрылки, правое крыло.
Конструктивные особенности Еврофайтер Тайфун отражают стремление конструкторов использовать последние достижения в области электроники и самолетостроения. Чтобы обеспечить требуемый уровень маневренных характеристик, особенно при больших углах атаки, истребитель спроектировали по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (стреловидность составляла 53 градуса), отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными предкрылками и закрылками, поворотным передним горизонтальным оперением, вертикальным килем и рулем направления без стабилизатора. Данная схема обладает рядом преимуществ, главным из которых является снижение сопротивления на сверхзвуковой скорости.
Передняя кромка переднего горизонтального оперения выполнена из радиопоглощающего материала. Хотя новый истребитель к категории летательных аппаратов, выполненных по технологии «стелс» не относится, при его проектировании выполнили несколько конструктивно-компоновочных мероприятий, которые были направлены на снижение эффективной поверхности рассеяния. Во время проектирования поставили задачу снизить эффективную поверхность рассеяния с передних ракурсов облучения радиолокационных систем в четыре раза в сравнении с аналогичным значением самолета «Торнадо».
К числу таких мер относятся: утопленные воздухозаборники и маскируемые входными устройствами входные каскады двигателей (значительный источник отражения электромагнитных излучений). Некоторые элементы конструкции самолета, важные по отражательной способности (несущие плоскости и передние кромки горизонтального оперения и стабилизатора) отличаются большим размахом, из-за чего обладают в переднем секторе хорошей отражательной способностью. Внешние подвески управляемых ракет полуутоплены, что дает возможность частично экранировать от падающего ЭМ излучения подвески ракет конструкцией самолета.
Лидирующие по отражательной способности элементы конструкции и участки истребителя «Eurofighter» покрыты радиопоглощающими материалами, в основном разработаны концерном EADS/DASA. В их числе: передняя кромка крыла, внутренние поверхности и входные кромки воздухозаборников, руль направления, а также примыкающие к нему поверхности и тому подобное.
В конструкции самолета использованы различные материалы углепластики составляют 40 процентов массы планера, алюминиево-литиевые сплавы (Al-Li 8090) – 20%, сплавы алюминия – 18%, титановые сплавы – 12% и стеклопластики – 10%. На углепластики приходится 70 процентов поверхности планера, 12% — стеклопластики составляют, 15% — металл, 3% — другие конструкционные материалы. Контрактом предусмотрено, что вес пустого самолета не должен превышать 9999 кг. В перспективе возможно использование усовершенствованных алюминиево-литиевых сплавов. Расчетный ресурс конструкции составляет 6 тыс. ч.
Фюзеляж типа полумонокок. Летчика от поражения огнем стрелкового оружия среднего калибра частично защищает накладная броня кабины. Бескаркасный цельноформованный выступающий фонарь дает хороший обзор.
На истребителе применено однокилевое оперение имеющее большую площадь с рулем направления. Корневая часть киля оснащена воздухозаборником теплообменника системы охлаждения.
Крыльевая механизация – секция флаперонов и зависающие элевоны, а также на каждой консоли секции отклоняемых носков. Обшивка крыла изготовлена из углепластика (отклоняемые носки и контейнеры на концах крыла, выполнены из алюминиево-литиевых сплавов).
Площадь переднего горизонтального оперения – 2,40 м2. Для его изготовления в основном использован углепластик.
Трехопорное шасси самолета имеет одноколесные стойки. Основные стойки убираются в направлении фюзеляжа, передняя управляемая стойка – вперед. Конструкция пневматиков и шасси оптимизирована для действий даже с грубо отремонтированных бетонированных взлетно-посадочных полос, а также для посадки без выравнивания. Но для того чтобы устранить проблемы с нагревом дисков колес во время интенсивного торможения потребная длина полос, которая составляла, согласно первоначальным планам, 500 метров, была увеличена до 700 метров. Для аварийного торможения самолет оснащается тормозным парашютом.
Программа разработки двигателя (EFA-Programm) была начата в 1983 году. За основу взяли двигатель RB 199 использованный на многоцелевом самолете «Торнадо». По другим сведениям, двигатель создавался на базе экспериментального Rolls-Royce XG.40. его стендовые испытания проводились в 1988 году.
В 1986 году был основан консорциум EurojetTurboGmbH для разработки, проектирования и последующего выпуска двигателей EJ200. Основатели консорциума: Rolls-Royce (Великобритания), ITP (Испания), FiatAvio (Италия) и MTU AeroEngines (Германия). EurojetTurboGmbH размещался в местечке Hallbergmoos, пригород Мюнхена, и связан договорами с агентством NETMA (НАТО), который в свою очередь, является партнером всех перечисленных государств.
EJ200 — двухконтурный двухвальный турбовентиляторный двигатель, имеющий форсажную камеру. В конструкции двигателя используются монокристаллические турбинные лопатки, диски из порошковых материалов, всережимная цифровая система управления, щеточные уплотнения, встроенная система диагностирования. Для неподвижных частей двигателя широко используются композитные материалы. Камера сгорания двигателя имеет термоизолирующее покрытие, выполненное из керамического материала.
На истребителе применяется нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник с прямоугольными боковыми кромками и криволинейной нижней кромкой, разделенный на два канала вертикальной перегородкой (подвод воздуха к каждому ТРДДФ), имеющий отклоняемую нижнюю и неподвижную верхнюю панель.
Силовая установка
Согласно межправительственному соглашению четырёх государств, Великобритания, Германия, Италия и Испания обязались участвовать в совместной разработке и последующем изготовлении двигателя нового поколения для истребителя «Еврофайтер». Двигатель модульный, среднее время демонтажа — 45 мин.
— Тяга на форсаже: 9097 кгс;
— Тяга сухая: 6120 кгс;
— Расход топлива на бесфорсажных режимах: 0,745—0,813 кг на кгс в час;
— Расход топлива на форсаже: 1,65—1,72 кг на кгс в час;
— Расход воздуха: 76 кг/с;
— Температура газов перед турбиной: 1840 °К;
— Длина: 4 м;
— Входной диаметр: 740 мм;
— Масса: 989 кг;
— Межремонтный ресурс: 1000 часов;
— Назначенный ресурс: 6000 часов;
Состав двигателя:
— 3 ступени КНД (блиск, без ВНА, степень сжатия 4,2);
— 5 ступеней КВД (степень сжатия 6,2, общая 26);
— кольцевая камера сгорания;
— 1 ступенчатая ТВД (монокристаллическая);
— 1 ступенчатая ТНД (монокристаллическая);
— форсажная камера (отсутствует дымный выхлоп);
— сопло регулируемое.
Топливо размещается в фюзеляже, киле и крыле в протектированных баках. На центральном и паре подкрыльевых узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки, емкостью 1500 л и по 1000 л соответственно. Также в истребителе предусмотрена система дозаправки топливом в полете.
Электродистанционная система управления полетом квадруплексная адаптивная, резервной механической проводки не имеет. Обеспечивает искусственную устойчивость самолета и безопасное пилотирование на предельном режиме и высокую маневренность.
Система управления вооружением включает инфракрасную систему переднего обзора PIRATE и многорежимную когерентную импульсно-доплеровскую радиолокационную станцию ECR90.
EF2000 оснащается инерциальной навигационной системой с лазерными кольцевыми гироскопами, нашлемным прицелом-индикатором, аппаратурой опознавания и определения приоритета средств нападения противника, вычислителями оборонительных и наступательных маневров и области возможного применения вооружения.
Оборонительная система DASS является самой дорогостоящей частью радиоэлектронного оборудования, созданного для евроистребителя. Система обеспечивает оценку и синтезирование данных, получаемых от приемников лазерного и радиолокационного излучения, других датчиков и автоматическое включение необходимых активных (буксируемые ложные цели, передатчики помех) и пассивных средств защиты. Контейнеры с аппаратурой располагаются на концах консолей крыла.
У истребителя «EF2000» отсутствуют внутренние отсеки вооружения. Вместо них имеются узлы внешней подвески, которые ухудшают показатели ЭПР, однако, позволяют расширить варианты и номенклатуру применяемого вооружения.
На истребителе тринадцать узлов внешней подвески. Типовой состав вооружения – 4 управляемые ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM, «Скайфлэш» (на самолетах Великобритании) или «Аспид» (на итальянских самолетах) размещенные в полуутопленном положении под фюзеляжем, а также 2 управляемые ракеты малой дальности ASRAAM или AIM-9 «Сайдуиндер» размещенные на крайних подкрыльевых узлах. Общее количество ракет класса «воздух–воздух» до 10 штук, однако взлетная масса истребителя даже с таким вооружением не должна превышать 18140 кг (40 тыс. фунтов). На 3 узлах внешней подвески могут размещаться подвесные топливные баки. Самолет оснащен пушкой фирмы Маузер калибра 27 мм.
При выполнении ударных операций самолет на семи узлах подвески может размещаться до 6500 килограмм бомб, а также 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух». Боевой радиус действия при ведении борьбы за превосходство в воздухе может составлять более 1000 километров, при выполнении ударной операции по профилю малая-малая высота 325 километров, по профилю большая-малая-большая – 1000 километров. Самолет с вооружением «воздух-воздух» может патрулировать в воздухе на протяжении 3 часов 15 минут.
Для истребителя спроектированы полуконформные подвесные топливные баки. Под одним фюзеляжным узлом подвески может размещаться лазерный дальномер-целеуказатель. На законцовках крыла в контейнерах расположены аппаратура РЭП и блоки инфракрасных ловушек.
Производство истребителя разделено на три транша – 148/236/236 едениц (всего 620 самолетов) для четырех государств-участников (Великобритания – 232, Германия – 180, Италия – 121 и Испания – 87). В ВВС четырех государств-участников самолеты «Транша-1» начали поступать летом 2003 г. В свою очередь самолеты каждого транша делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для британских ВВС разделен на две партии T1 и T1A. Первые самолеты поступили в 17 эскадрилью в 2003 году. Там первую партию самолетов тщательно изучили и протестировали. В военновоздущные силы первые «тайфуны» официально поступили 1 июля 2005 г. Количество истребителей EF-2000 поставленных по первому траншу в настоящее время составляет 148 штук.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Консорциум в 2002 году заключил первый экспортный договор с правительством Австрии на 18 истребителей модификации «Tranche-2» на сумму 2,55 млрд. дол (1,95 млрд. евро). Однако министерство обороны Австрии и «Еврофайтер» в июне 2007 г. достигли договоренности о сокращении заказанных самолетов до 15 едениц и изменении модификации с «Tranche-2» на «Tranche-1». С учетом договора на поставку Саудовской Аравии 72 истребителей, программа EF-2000 на сегодняшний день включает производство 707 истребителей для шести заказчиков.
Соглашение о производстве и поставке «Tranche-2» страны-участники программы подписали 14 декабря 2004 г. Первый самолет данной версии 16 января 2008 года поднялся в воздух на предприятии ЕАДС в Манчинге.
Первоначально, самолеты соответствовали стандарту «F2 Tranche 1» («F2 модель 1»), который предполагал использовать самолеты исключительно в воздушных боях против вражеской авиации. Однако, чтобы задействовать истребители в Афганистане в полной мере необходимо было реализовать возможность уничтожения наземных целей. «Тайфун» в июле 2008 г. был объявлен многоцелевым истребителем, который способен эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Машина получила аббревиатуру FGR4 (T3 — двухместная версия самолета). Полную модернизацию всех истребителей «F2» до уровня «FGR4» планировалось завершить к концу 2012 г.
Самолеты стандарта «Tranche-2» от «Tranche-1» отличаются усиленным шасси, новым бортовым компьютером, улучшенным пакетом авионики и усовершенствованными системами вооружения «воздух-земля».
Сейчас подписан договор на создание 40 истребителей «Tranche 3». С учетом истребителей предыдущих моделей, в ВВС Великобритании будет 107 машин «Eurofighter Typhoon» вплоть до 2030 г.
Многоцелевые истребители версии «Tranche-3» получит конформные топливные баки, модернизированную бортовую ЭВМ, двигатель с увеличенной тягой, пакет нового программного обеспечения и радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.
Модификации
Block 1 – Tranche 1, начальный вариант истребителей;
Block 2 – Tranche 1, истребитель воздушного боя;
Block 5 – Tranche 1, многоцелевой вариант истребителей (имеется возможность нанесения ударов по наземным целям);
Block 8 — Tranche 2, истребителей с новым бортовым компьютером;
Block 10 – Tranche 2, истребитель с EOC 1, IFF Mode 5, improved DASS, Rangeless ACMI, IRIS-T digital, УРВВ — AIM-120C-5 AMRAAM, УРВЗ- GBU-24, GPS-guided weapons,
Paveway III & IV, ALARM, Rafael Litening III;
Block 15 – Tranche 2, истребитель с EOC 2, УРВЗ — TAURUS, УРВВ METEOR, Brimstone, Storm Shadow;
Block 20 – Tranche 2, истребитель с EOC 3;
Typhoon S — серийный вариант для стран участниц за исключением Великобритании;
Typhoon T1 – учебно-тренировочный двухместный вариант для британских ВВС;
Typhoon F2 – одноместный истребитель для британских ВВС;
Typhoon T3 – учебно-тренировочный двухместный вариант модификации Block 5 для Великобритании;
Typhoon FGR4 – многоцелевая модификации вариант Block 5 для британских ВВС. Модернизация свелась к монтажу новых подвесных систем целеуказания, которые были разработаны израильской компанией Rafael и пополнению боекомплекта управляемыми бомбами весом 450 килограмм (1000 фунтов). Бомбы EnhancedPaveway II и Paveway II производит американская компания Raytheon. Данные бомбы имеют систему лазерного наведения, но у EnhancedPaveway II данная система дополняется системой GPS-наведения. Эффективность «работы» по наземным целям модернизированного «Тайфуна» проверили во время прошедших в Неваде совместных британо-американских учений Green Flag.
Снижение радиолокационной заметности
Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). При проектировании была поставлена задача снизить ЭПР самолёта с передних ракурсов облучения РЛС в четыре раза по сравнению с аналогичным значением самолёта Панавиа «Торнадо». К числу указанных мер относятся: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных излучений). Ряд важных по отражательной способности элементов конструкции самолёта (несущие плоскости, передние кромки элементов горизонтального оперения — канардов, и стабилизатора) отличаются большим размахом, в силу чего обладают хорошей отражательной способностью в переднем секторе. Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения. Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя «Еврофайтер» покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA. К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т. п. У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения. Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.
Бортовая РЛС Captor (Captor-M, ECR-90) с механическим сканированием, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON. Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2015 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии бортовой РЛС следующего поколения Captor-E (CAESAR) на основе активной фазированной антенной решетки, которая будет иметь значительно меньшее радиоизлучение. По данным ВВС Великобритании показатели ЭПР истребителя «Еврофайтер» лучше требований, выставленных к самолёту военно-воздушными силами.[источник не указан 2476 дней] Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо». Точное значение ЭПР истребителя не разглашается, но по оценкам экспертов оно не превышает 1 квадратного метра без учёта внешних подвесок.
Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E, по инициативе американцев, имитировалось боевое столкновение. «Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.
На вооружении
На 31.12.2016
Австрия — 15 Typhoon;
Германия — 125 Typhoon;
Италия — 83 Typhoon;
Саудовская Аравия — 68 Typhoon;
Испания — 61 Typhoon;
Великобритания — 141 Typhoon;
Оман — заказано 12 Typhoon;
Кувейт — заказано 28 Typhoon;
Эксплуатация
С момента принятия на вооружение самолет использовался практически во всех операциях НАТО. 15 февраля 2017 года министр обороны Австрии Ганс-Петер Доскозил объявил, что его ведомство инициирует судебный иск против консорциума Eurofighter и компании Airbus по обвинению в мошенничестве и сознательном введении в заблуждение. По его утверждению решение о приобретении Австрией истребителей Eurofighter было принято исключительно потому, что оно базировалось на заведомо ложной информации о стоимости эксплуатации и модернизации. Сумма заявленной исковой компенсации составляет свыше 2 млрд. евро.
7 июля Доскозил сообщил, что все 15 истребителей стоящих на вооружении будут списаны в период между 2020 и 2023 годом, поскольку неоправданно дороги в эксплуатации и не соответствуют требованиям предъявляемым к возможностям самолета действовать в условиях плохой видимости и ночью. В качестве возможных вариантов замены рассматриваются F-16 и Saab JAS 39 Gripen.
Авионика
РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)
— Длина: 680 мм
— Ширина: 591 мм
— Высота: 300 мм
— Вес: 48 кг
Тактико-технические характеристики Еврофайтер Тайфун
— Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)
Размеры Еврофайтер Тайфун
— Длина: 15,96 м
— Размах крыла: 10,95 м
— Высота: 5,28 м
— Площадь крыла: 50 м²
— Угол стреловидности по передней кромке: 55o
— Коэффициент удлинения крыла: 2,2
Вес Еврофайтер Тайфун
— Масса пустого: 11000 кг EF-2000 Typhoon
— Масса снаряжённого: 16000 кг
— Максимальная взлётная масса: 23500 кг
— Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)
Двигатели Еврофайтер Тайфун
— Двигатели: 2×ТРДДФ Eurojet EJ 200
Тяга Еврофайтер Тайфун
— максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
— на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
— Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
— Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час
Скорость Еврофайтер Тайфун
— Максимальная скорость:
— на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
— у земли: 1400 км/ч (M=1,2)
Боевой радиус действия Еврофайтер Тайфун
— в режиме истребителя: 1389 км
— в режиме ударного самолёта: 601 км
— Перегоночная дальность: 3790 км
— Практический потолок 19 812 м
— Скороподъёмность: >315 м/с
— Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
— Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
— Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
— Тяговооружённость: 1,18
— Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
— ЭПР: 1 м² (без наружних подвесок)
Вооружение Еврофайтер Тайфун
— Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 (англ.) в корневой части правого полукрыла
— Узлов подвески вооружения: 13
— Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:
— Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
— Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
— Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
— Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.
Фото Еврофайтер Тайфун
Кабина Еврофайтер Тайфун