Пассажирские

Як-40 — пассажирский самолет

Як-40 — пассажирский самолет

В середине 1960-х гг. началось проектирование первого в нашей стране «чисто» реактивного (в то время на этих линиях летали поршневые или турбовинтовые самолеты) пассажирского самолета для местных воздушных линий Як-40. На его проектирование и постройку понадобился всего один год.

Самолет Як-40 — видео показательного полета с МАКС 2011

хвостовым оперением со значительным превышением над фюзеляжем. Крыло довольно большой площади, что позволило отказаться от сложных многощелевых предкрылков и закрылков. В носовой части фюзеляжа находится двухместная кабина экипажа, в средней части — пассажирский салон и багажное отделение. Салон вмещает от 24 до 32 пассажиров, в зависимости от компоновки кресел, а в административном варианте — от 11 до 20 пассажиров. В хвостовой части фюзеляжа имеется небольшой багажный отсек и откидной трап, по которому пассажиры поднимаются в самолет. Это позволяет сокращать время посадки и не требует аэродромных подвижных трапов. Шасси самолета оснащено мягкой амортизацией и колесами необычно большого диаметра, что позволяет самолету спокойно взлетать и садиться на грунтовых аэродромах. Главные стойки шасси убираются в крыло по направлению к оси фюзеляжа в специальные открытые ниши.

Силовая установка состоит из трех двигателей АИ-25, установленных в хвостовой части фюзеляжа. Два — в гондолах на горизонтальных пилонах по бокам фюзеляжа, третий внутри хвостовой части. Такая компоновка силовой установки позволила освободить крыло для его механизации по всему размаху и снизила шум в салоне. Средний двигатель, размещенный в фюзеляже, имеет реверс тяги — специальное устройство, изменяющее при торможении самолета направление струи выхлопных газов. Причем реверсивные щитки принадлежат самолету, а не двигателю. Это очень важно для унификации всех двигателей и упрощения замены среднего двигателя, при необходимости его ремонта.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Первый полет самолет Як-40 совершил 21 октября 1966 г. с экипажем, возглавляемым летчиком-испытателем Колосовым. Летные испытания показали, что Як-40 уверенно продолжает взлет при отказе одного двигателя, и возможен даже горизонтальный полет с одним работающим двигателем. После заводских испытаний самолет был рекомендован для серийного производства, которое продолжалось с 1968 по 1981 г. на Саратовском авиационном заводе. Всего было выпущено 1011 самолетов. Як-40 стал первым российским самолетом, получившим сертификат летной годности в капиталистических странах. Самолет, простой в эксплуатации и с высокими взлетно-посадочными характеристиками, был предложен на экспорт и продан в 18 стран мира в количестве 125 штук, в различных модификациях и вариантах компоновки. Самолет и по сей день эксплуатируется на некоторых местных линиях страны.

Основные модификации Як-40:

Як-40ДТС — десантно-транспортный и санитарный вариант. Самолет предназначен для наземного и воздушного десантирования людей и грузов, а также для перевозки сидячих и носилочных раненых;

Як-40К — грузопассажирский вариант, рассчитан на перевозку от 10 до 18 пассажиров и груза, грузовой вариант — 3200 кг груза;

Як-40 «Калибровщик» — вариант для проверки работы наземных радиомаяков.

Тактико-технические характеристики Як-40

Экипаж, число пассажиров, чел.
2, 24-32

Двигатель, тип х кол, название
ТРДД х З, АИ-25

Тяга, кгс
1500

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
25,0 / 70,0

Длина самолета / высота самолета, м
20,36 / 6,5

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
16 100 / 9850

Полезной нагрузки, кг
2720

Максимальная скорость на высоте /
крейсерская, км/ч
600 /510

Практический потолок, м
8100

Максимальная дальность, км
1350

Фото Як-40

Фото кабины пилотов Як-40

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»