Ан-124 «Руслан» — транспортный самолет
Ан-124 «Руслан» — транспортный самолет
Ан-124 «Руслан» — советский тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Крупный и самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт до появления в 2005 году Boeing 747-8F (в 1982—1988 годах был также крупнейшим по габаритам самолётом в мире).
Ан-124 «Руслан» — видео
Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как тягач МЗКТ-79221, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники. Также самолёт предназначался и для крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов, в том числе нестандартных крупногабаритных.
Первый полёт опытный образец самолёта совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года, всего были построены 56 машин, в том числе один прототип для наземных статических испытаний.
Главный конструктор самолёта П. В. Балабуев ( с 1984 по 2005 год являлся генеральным конструктором всего КБ). С 1986 года главным конструктором-руководителем проекта по самолётам Ан-124 и Ан-225 указом Совета Министров СССР был назначен В. И. Толмачёв.
Конструкция
Самолёт построен по аэродинамической схеме турбореактивного четырёхмоторного широкофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением и оснащён четырьмя авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич». Имеет две палубы. Нижняя палуба — грузовая (с грузовой кабиной). На верхней палубе — кабина лётного экипажа, пассажирская кабина сменного лётного экипажа и пассажирская кабина для сопровождающих груз (до 21 чел). Общий объём грузовой кабины составляет 1050 кубометров.
Двигатель Д-18Т — трёхвальный (ротор вентилятора, ротор низкого давления и ротор высокого давления), с высокой степенью двухконтурности (5,6 — более 80 % подаваемого вентилятором воздуха не поступает в компрессор и не участвует в горении, а просто отбрасывается, создавая тягу), тягой у земли на взлётном режиме 23,43 тонна-силы. Каждый двигатель несёт на себе два насоса НП-107 самолётных гидросистем и привод-генератор ГП23 мощностью 60 кВА на напряжение 115/200 В, 400 Гц, а в мотогондоле установлена система подготовки воздуха (СПВ), которая понижает давление и температуру отобранного от компрессора воздуха до приемлемых для систем кондиционирования и противообледенения.
Многоопорное шасси, снабжённое 24-мя колёсами, позволяет эксплуатировать самолёт с грунтовых взлётно-посадочных полос, а также при помощи установленных в шасси винтовых подъёмников изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Ан-124 — единственный дальний тяжёлый грузовой самолёт, который возможно эксплуатировать с грунтовых аэродромов.
Комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования на 1000 точек, две вспомогательные силовые установки ТА-12 с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации. Особенностью конструкции самолёта является наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой частях фюзеляжа, что облегчает и ускоряет процессы загрузки и выгрузки грузов — в частности, груз в Ан-124 можно загружать или выгружать одновременно с носа и хвоста.
Грузовой отсек герметичен. Над ним находятся кабина лётного экипажа, кабина для отдыха лётного экипажа и пассажирская кабина для сопровождающих груз. Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях и в условиях противодействия ПВО противника, при длительном отрыве от аэродрома основного базирования и включает: прицельно-навигационный пилотажный комплекс, типовой комплекс связи, десантно-транспортное оборудование (допускается десантирование только высадочным методом). Самолёт Ан-124 состоит на вооружении ВКС России, но ещё недавно работал в интересах войск НАТО. Для военных перевозок самолёт применялся для снабжения частей НАТО в районах Средней Азии и Афганистане и в районе Персидского залива (для перевозки зенитно-ракетного комплекса «Пэтриот»).
Самолёт оснащён погрузочно-разгрузочным оборудованием, бортовыми передвижными мостовыми кранами (БПК) общей грузоподъёмностью до 20 тонн, швартовочным оборудованием. Без специального разрешения допускается перевозить моногрузы весом до 50 тонн. Самолёт имеет систему централизованной заправки под давлением через четыре заправочные горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Также возможна заправка самотёком через две заливные горловины, расположенные на верхних частях правой и левой консолей крыла. Ан-124 ВКС Российской Федерации также оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Ан-124 способен брать на борт до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Однако начатые в 1989 году опыты по сбросу с самолёта манекенов парашютистов заставили ввести ограничения на парашютное десантирование солдат-людей, обусловленные аэродинамическими факторами.
Модификации
«Изделие 400» — Рабочий шифр самолёта при проектировании и изготовлении.
Ан-124 — Базовая модель военно-транспортного самолёта.
Ан-124-100 — Коммерческий транспортный самолёт, демонтирована часть военного оборудования.
Ан-124-100М — Модификация самолёта Ан-124-100 с модернизированным бортовым РЭО и уменьшенным составом экипажа (с 6 до 4 человек).
Ан-124-100М-150 — Модификация самолёта Ан-124-100 с модернизированным бортовым РЭО и уменьшенным составом экипажа (с 6 до 4 человек). Повышенной нагрузкой до 150 тонн и увеличенной дальностью полёта, в том числе с грузом 120 т до 5400 км.
Шасси Ан-124 Руслан
Состояние
Производство «Русланов» в России было остановлено в 2004 году. До 2015 года были модернизированы 22 Ан-124 ВТА Министерства обороны Российской Федерации. Модернизация предусматривает обновление фюзеляжа и крыла, замену навигационной системы, шасси, авионики, некоторых бортовых блоков, увеличение грузоподъёмности. По состоянию на январь 2012 года ВТА ВВС ВС России уже получила два модернизированных «Руслан» в версии Ан-124-100М, ещё два находятся в стапелях производства окончательной сборки «Авиастар-СП».
На декабрь 2014 года ВВС России получили в общей сложности 10 самолётов, которым специалисты ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске провели модернизацию:
— RA-82013 (построен в 1987 году, прошёл КВР в 2010 году);
— RA-82014 (построен в 1987 году, прошёл КВР в 2011 году);
— RA-82030 (построен в 1987 году, прошёл КВР в 2013 году);
— RA-82032 (построен в 1988 году, прошёл КВР в 2012 году);
— RA-82035 (построен в 1988 году, прошёл КВР в 2013 году);
— RA-82037 (построен в 1989 году, прошёл КВР в 2013 году);
— RA-82038 (построен в 1989 году, прошёл КВР в 2014 году);
— RA-82039 (построен в 1990 году, прошёл КВР в 2011 году);
— RA-82040 (построен в 1992 году, прошёл КВР в 2015 году);
— RA-82041 (построен в 1990 году, прошёл КВР в 2014 году).
7 сентября 2016 года президент «Антонова» Александр Коцюба предупредил, что руководство украинского авиапроизводителя «Антонов», который входит в состав концерна «Укроборонпром», намерено наложить запрет на полёты российских самолётов Ан-124-100 «Руслан» за пределы России, если владельцы лайнеров откажутся от сервисных услуг украинских авиастроителей.
Попытки возобновить производство
В октябре 2006 года Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии «В. А. Ющенко — В. В. Путин» принял решение продолжить реализацию проекта самолёта Ан-124, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007 года подписано соглашение о возобновлении серийного производства. Объявлено, что компания «Волга-Днепр» планирует до 2030 года приобрести до 100 модернизированных Ан-124-100М-150. Поставка двух первых машин планировалась на 2013 год.
В июне 2008 года Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и Ernst & Young завершили подготовку бизнес-плана проекта по возобновлению производства самолётов Ан-124 «Руслан». В соответствии с этим документом для начала производства самолёта потребуется получить подтверждённые заказы не менее чем на 40 машин. Как заявил член правления ОАК Виктор Ливанов, «сегодня спрос на самолёты есть, до 2030 года авиакомпаниям понадобится 71 лайнер». В случае набора достаточного количества заказов самолёты будут производиться на ульяновском «Авиастаре» с 2012 года по одному-два лайнера в год. Также есть два недостроенных планёра, которые будут достроены. В ближайшее время ожидается вывод из эксплуатации Министерством обороны пяти машин. Стоимость нового Ан-124 (на 2008 год) составляла 150—160 млн долларов США.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Заказы на самолёты поступили со стороны Министерства обороны (3 самолёта) и авиакомпании Волга-Днепр (40 самолётов). Объём рынка оценивался в 82 самолёта. В 2010 году были опционы ещё на 61 самолёт, 52 из них намерены были приобрести эксплуатанты из России. Также среди возможных заказчиков называли Объединённые Арабские Эмираты и Кувейт. 29 сентября президент КБ Антонов Д. С. Кива заявлял, что предприятие совместно с «U.S. Aerospace» допустили к участию в тендере Минобороны США на поставку самолётов-топливозаправщиков, общая сумма которого составляет $50 млрд. КБ «Антонов» представил на тендере три различные модели самолётов: Ан-112-KC, Ан-122-KC и Ан-124-KC. Тендер состоялся и КБ «Антонов» выбыло в первом туре.
20 июля 2011 года председатель Совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил, что программа восстановления производства самолёта Ан-124 «Руслан» на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» отодвинута на 2016 год.
12 июля 2013 года Россия и Украина на уровне премьер-министров достигли договоренности о создании совместного предприятия по производству самолёта Ан-124-100.
В конце июля 2013 года появилась информация о том, что на заводе «Авиастар-СП» начата работа по возобновлению производства Ан-124.
В начале августа 2013 года командующий ВДВ Владимир Шаманов заявил о необходимости иметь на вооружении ВДВ такие самолёты как Ан-124. Он также напомнил, что постройка Ан-124 уже начата в Ульяновске.
17 декабря 2013 года по итогам заседания российско-украинской межгосударственной комиссии министр промышленности и торговли Российской Федерации Д. В. Мантуров и министр промышленной политики Украины М. Короленко в присутствии президентов В. В. Путина и В. Ф. Януковича подписали соглашение о реализации мер господдержки возобновления серийного производства самолётов Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями (вопрос о возобновлении выпуска тяжёлых транспортных самолётов Ан-124 «Руслан» будет решён положительно, только если удастся сформировать портфель заказов, который окупит все затраты).
15 августа 2014 года замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь заявил, что российско-украинский проект возобновления производства и модернизации тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» в связи с политической ситуацией больше не стоит на повестке дня, как и другие совместные российско-украинские проекты в авиастроении.
Таким образом, ремонт и модернизация самолётов Ан-124 «Руслан» в России теперь осуществляется только силами ЗАО «Авиастар-СП».
Операторы
— Россия «Волга-Днепр» — 12 самолётов
— Украина «Авиалинии Антонова» — 7 самолётов
— ОАЭ «Maximus Air Cargo» — 1 самолёт
— Ливия Libyan Air Cargo — 2 самолёта авиакомпании находятся на хранении на аэродромах Киев-Святошино и Триполи.
— Азербайджан Silk Way Airlines — договор финансового лизинга на один борт.
Иные операторы
— Россия Воздушно-космические силы Российской Федерации — 16 Ан-124, по состоянию на 2016 год
— Россия 224-й лётный отряд — 8 Ан-124, по состоянию на 2016 год.
— Организация Объединённых Наций — Ан-124-100 эксплуатируются ООН по соглашению в рамках SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). По состоянию на 2016 год по SALIS эксплуатируется 2 самолёта Ан-124-100, ещё 4 самолёта могут привлекаться к эксплуатации при уведомлении за 6—9 дней.
Бывшие операторы
— Россия «Полёт» — в эксплуатации было 4 самолёта, по состоянию на август 2016 года — 2 переданы в а/к Волга-Днепр, 1 в а/к Silk Way Airlines, 1 находится на хранении.
Уникальные грузы
— Первым использованием грузового потенциала самолёта в гражданских целях стала доставка в декабре 1985 года на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевезли в два рейса.
— 31 мая 1986 года на «Руслане» из Харькова в Ташкент было отправлено рабочее колесо гидротурбины диаметром 6 м и массой 80 т для Таш-Кумырской ГЭС. Через 20 дней по тому же маршруту перевезли и второе такое же колесо.
— В мае 1989 года из Лондона в Москву доставили 140 тонн аппаратуры для первого в России концерта легендарной группы Pink Floyd.
— В мае 1992 года из Объединённых Арабских Эмиратов в Швейцарию «Руслан» перевез 52 тонны золота на сумму в 230 миллионов фунтов стерлингов.
— В 1993 году Майкл Джексон перевёз в Москву 310 тонн своих грузов на трёх «Русланах».
— В октябре 1997 года был установлен рекорд по массе перевезённого за один рейс коммерческого груза. Из Парижа в Доху был доставлен химический реактор весом в 125 тонн, а общий вес груза со спецоснасткой составил 140 тонн.
— В январе 2001 года Ан-124 был использован для транспортирования 109-тонного локомотива из Канады в Ирландию.
— Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска в Эфиопию в апреле 2005 года. Транспортировка была осуществлена в три этапа, во время каждого из них перевозили треть монумента общей массой 160 тонн и длиной 24 метра.
— Весной 2011 года Ан-124 доставили в Японию гигантские насосы, произведённые компанией Putzmeister. Каждый насос установлен на 26-колёсной автоплатформе и весит более 86 тонн. Насосы использовались для ликвидации аварии на японской АЭС Фукусима-1.
— 25 июля 2011 года АН-124 авиакомпании «Волга-Днепр» доставила из Шалона (Франция) в Москву комплексный пилотажный тренажёр для обучения лётного состава на самолёты Sukhoi Superjet 100. Перевозка груза была выполнена по заказу ЗАО Гражданские самолёты Сухого. Несмотря на то, что общий вес груза составил всего 40 тонн, потребовалось выполнить второй рейс на Ил-76ТД-90ВД, так как крупногабаритные комплектующие заняли практически весь грузовой отсек АН-124.
— 25 ноября 2015 года оперативно доставлена ЗРС С-400 на авиабазу в Хмеймиме в Сирии.
— 10 и 14 декабря 2015 года в Симферополь с Дальнего Востока Ан-124 доставили две мобильные газотурбинные электростанции мощностью по 25 МВт каждая.
Интересные факты
15 августа 2010 года в Ульяновске девять сильнейших атлетов мира установили рекорд мира, передвинув самый большой серийный грузовой самолёт в мире Ан-124-100 весом 195 тонн на 6,39 метра за 13,47 секунды.
Тактико-технические характеристики Ан-124 Руслан
— Экипаж: 8 (командир, помощник командира, штурман, старший бортинженер, бортинженер по АО, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных работ)
— Пассажировместимость: 7 (в кабине сменного экипажа) + 21 (в кабине обслуживающего персонала)
Грузоподъёмность Ан-124 Руслан
— 120 000 кг
Размеры Ан-124 Руслан
— Длина: 69,1 м
— Размах крыла: 73,3 м
— Высота: 21,08 м
— Площадь крыла: 628 м²
Вес Ан-124 Руслан
— Масса пустого: 178 400 кг
— Максимальная взлётная масса: 392 000 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 212 350 кг (максимальная)
— Массовая отдача: 58 %
Двигатели Ан-124 Руслан
— Силовая установка: 4 × ТРДД Д-18Т
— Тяга: 4 × 229,85 кН (23430 кгс)
— Вспомогательная силовая установка: 2 × ГТД ТА-12
— Назначенный ресурс: 50 000 лётных часов; 10 000 типовых полётов; 45 лет.
Габариты грузовой кабины Ан-124 Руслан
— Длина: 36,5 м
— Ширина: 6,4 м
— Высота: 4,4 м
— Объём грузового отсека: 1050 м³
— Размер грузовых люков передний: 6,4 х 4,4 м
— Размер грузовых люков задний: 6,4 х 4,4 м
Скорость Ан-124 Руслан
— Максимальная скорость: 865 км/ч
— Крейсерская скорость: 800—850 км/ч
— Практическая дальность: 4800 км (с максимальным грузом); 7500 км (с грузом 80 000 кг)[27]
— Практический потолок: 11 600 м
— Нагрузка на крыло: 365 кг/м²
— Тяговооружённость: 0,24
Фото Ан-124 Руслан
Взлет Ан-124 «Руслан»
Кабина Ан-124 Руслан
Загрузка груза в Ан-124 Руслан
Внутри Ан-124 «Руслан»