Упавшие «ЗВЕЗДЫ»
Статья посвящена наиболее крупным мировым и национальным авиакомпаниям, по разным причинам прекратившим свою деятельность…
PAN AMERICAN WORLD AIRWAYS (PAN AM)
Эта авиакомпания была среди основных и самых крупных международных перевозчиков в США с момента создания в 1927 году до момента банкротства 4 декабря 1991 года. В 1950-1970-х гг., во времена своей «золотой эры», компания была локомотивом инноваций, которые формировали современный облик индустрии международных перевозчиков, включая широкое применение реактивных и широкофюзеляжных самолётов (PAN AM была стартовым заказчиком таких самолётов как Boeing-707 и Boeing-747), автоматизированных систем бронирования и т.д. Компания являлась одной из основательниц Медународной Ассоциации воздушных перевозчиков (IATA). Узнаваемая по своему логотипу, использованию слова «Clipper» в названии своих лайнеров и радиотелефонных позывных, особым фуражкам пилотов, компания была своего рода культурной иконой стиля ХХ века. Также PAN AM была неофициальным национальным перевозчиком США. Главным базовым аэропортом был аэропорт имени Дж. Ф. Кеннеди в Нью Йорке.
Финансовые проблемы стали преследовать PAN AM с 1973 года, когда большой флот реактивных узко- и широкофюзеляжных самолётов перестал заполняться пассажирами из-за взлетевших цен на нефть. Однако, новому президенту компании Уиллиаму Т. Сивеллу удалось спасти компанию от банкротства суровыми мерами: часть работников была уволена, оставшимся урезали зарплату, флот компании был сокращен.
Второй финансовый удар был спровоцирован самим Сивеллом: в 1980 году он приобрёл компанию National Airlines за 437 миллионов долларов с целью расширения сети внутренних перевозок. На деле эта сделка зничительно ухудшила финансовое состояние компании: флот National Airlines слишком отличался от флота PAN AM, что потребовало роста операционных расходов, а маршрутная сеть выросла незначительно. Понимая ошибочность покупки, PAN AM распродаёт свои сторонние активы, как например, огромные доли акций крупных компаний, своё знаменитое офисное здание на Манхеттене, сеть отелей InterContinental. Новый президент компании Си. Эдвард Эккер, несмотря на всё ещё уязвимое положение, летом 1984 года размещает крупный заказ на самолёты A-300, А-310 и А-320, чтобы заменить ими устаревающий парк менее эффективных самолётов Boeing-747-100 (-200) и Boeing-727.
Второй проблемой, навязчиво преследовавшей авиакомпанию стала её «популярность» у террористов. Используя статус неофициального национального перевозчика США, и высокую степень узнаваемости, террористы по всему миру стали захватывать, угонять или взрывать самолёты именно PAN AM. Все эти случаи (06.09.1970, В-747, уничтоженный взрывом в Бейруте; 17.12.1973, В-707, взорванный в Риме; 11.08.1982, В-747, получивший повреждения при взрыве бомбы в полёте над Тихим океаном, но успешно приземлившимся в Гонолулу; 05.09.1986, В-747, поврежденный при штурме самолёта в Карачи) стали отталкивать пассажиров, начавших ассоциировать авиакомпанию с опасностью. Однако, самый большой урон репутации перевозчика был нанесён ливийскими террористами, взорвавшими В-747, летевший из Лондона в Нью Йорк 21 декабря 1988 над Локебри, Шотландией. Расследование показало, что бомба, уничтожившая самолёт, находилась в одном из чемоданов, причём пассажир, сдавший его в багаж, не явился на вылет. На PAN AM обрушилась лавина исков родственников погибших, гнева общественности и прессы, критиковавших службы безопасности и авиакомпании, и аэропорта Хитроу. Позиция авиакомпании (попытки переложить ответственность за авиационную безопасность своих рейсов на спецслужбы) только добавила масла в огонь, сокращая количество пассажиров с каждым месяцем.
Но последним гвоздём в гроб компании стала война в Персидском заливе, начавшаяся в августе 1990 года, и снова взвинтившая цены на топливо до непосильного уровня. Компания стала быстро сокращать рейсы, увольнять сотрудников и распродавать самолёты (которых в 1990 году у компании было 170). 4 декабря 1991 года легенда гражданской авиации прекратила своё существование.
TRANS WORLD AIRLINES (TWA)
Другим примером служит компания TWA, образованная в США в 1925 году. Основанная как компания для транспортировки почты, TWA стала стремительно развиваться и к пику своей активности в 1970-1980-х стала одним из крупнейших игроков в секторе внутренних и международных перевозок Америки. Примечательно, что с 1939 до 1960 года компанией управлял легендарный Ховард Хью (см. фильм «Авиатор»). Большим успехом была разработка самолёта Lockheed Constellation, 40 первых экземпляров которого и заказал Хью, что вывело TWA в лидеры на рынке перевозок довоенного и военного времени. Однако, в 1956 году Хью разместил огромный заказ на 63 новейших лайнера Convair-880 (четырёхдвигательный реактивный самолёт для перевозки 80-130 пассажиров), что было в последствии признано коммерческой ошибкой: компания Convair ушла с рынка, а сам Ховард Хью был вынужден оставить TWA. В 1958 году первая афро-американская бортпроводница Маргарет Грант была принята на работу в TWA (первый случай среди крупный авиакомпаний США). Также, компания одной из первых предложила концепцию хабов — крупных аэровокзалов для обслуживания максимального количества пассажиров за минимальное время с максимальным удобством. Первыми революционными аэровокзалами в начале 1960-х стали терминал 5 в Международном аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди (Нью Йорк) и аэропорт в Канзас-Сити. В апреле 1967 года TWA стала первой амриканской авиакомпанией с флотом, состоящим только из реактивных самолётов. В 1967-1972 гг. компания занимала третье место в мире по количеству пассажиро-километров (впереди были только «Аэрофлот» и «United»).
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Зенит успеха TWA пришёлся на лето 1988 года, когда компания перевезла более половины всех транс-атлантических пассажиров: самолёты Boeing-747, Boeing-767, L-1011 ежедневно вылетали из Америки более чем в 30 европейских городов, а общее количество воздушных судов достигало 225.
Закат TWA начался в 1992 году, когда серия недальновидных и вредительских стратегических решений главы компании Карла Айкана (не проводился пересмотр сети маршрутов; доходные активы были распроданы конкурентам; доходы от продажи билетов шли сторонней организации «Karabu Corp.») привела к финансовому голоду, а в 1995 году объявила себя банкротом. В 1998 году компания вернулась на рынок как внутренний перевозчик с полностью обновлённым флотом (лайнеры DC-9, B-727, В-747, L-1011 были заменены на более эффективные самолёты меньшей вместимости (В-757, MD-80, B-717).
Сеть маршрутов постоянно сокращалась, базами компании остались только аэропорты Нью Йорка и Сэйнт Луиса. Финансовые проблемы вновь всплыли довольно быстро, чем воспользовалась компания «American Airlines», купившая TWA в 2001 году. 1 декабря 2001 года был выполнен последний рейс под флагом TWA, после чего компания прекратила своё существование.
EASTERN AIR LINES
Дгугим гигантом американского рынка перевозок, исчезнувшим в 1991 году, была компания Eastern. Она была основана в 1926 году,и к моменту своего расцвета обладала огромным парком (более чем 300) самолётов разной вместимости, включая Boeing-727, Boeing-747, L-1011, A-300, DC-10. Компания также была стартовым заказчиком лайнеров Boeing-757 в 1983 году.
В 1978 году Конгресс США принял закон о дерегулировании авиакомпаний (Airline Deregulation Act), подразумевавший прекращение государственного контроля за ценами, маршрутами и рынком авиаперевозчиков. Принятие этого закона имело как позитивную сторону (выразившуюся, главным образом, в снижении цен на билеты и росту пассажиропотока), так и негативную сторону (оказавшись в одночасье без контроля сверху, многие крупные компании, такие как Midway, Braniff, Pan Am, Continental, Northwest Airlines, TWA и более 100 других перевозчиков стали испытывать значительные финансовые трудности, были ликвидированы или объявили себя банкротами. Затруднения возникли и у Eastern: жесткая конкуренция с Delta Airlines, растущие операционные расходы и необходимость снижения цен на билеты постепенно истощали силы компании. В 1987 году Федеральная авиационная администрация (FAA) США наложила рекордный штраф в размере 9,5 миллионов долларов на Eastern за нарушение требований безопасности полетов. Это вынудило руководство авиакомпании уволить 4000 сотрудников, резко сократить маршрутную сеть и количество предоставляемых услуг. В марте 1989 году компания подала заявление о банкротстве, однако, продолжала выполнять полёты во время судебных тяжб вплоть до января 1991 года, когда была закрыта окончательно.
INTERFLUG
Примером ликвидации целого национального перевозчика может послужить восточно-германская компания Interflug, основанная в 1955 году как государственная авиакомпания ГДР. Восточная Германия всегда воспринималась как эталонная с оциалистическая про-советская республика Восточного Блока, поэтому её национальный перевозчик оснащался самым большим количеством новейших на тот момент самолётов и вертолетов: Ан-24, Ил-14, Ил-18, Ту-124, Ту-134, Ил-62 (М), Ту-154М, L-410, Ми-8. Компания осуществляла рейсы внутри страны, в СССР, страны Европы, Азии и Африки, а также на Кубу. При этом из-за низких цен на билеты компания успешно конкурировала с западноевропейскими и даже американскими авиакомпаниями. К концу 1980-х гг. флот Interflug стал постепенно устаревать. После снятия анти-коммунистического эмбарго в 1988 году Interflug заказал у компании Airbus 3 новых дальнемагистральных лайнера А-310, которые поступили в эксплуатацию в 1989 году, что позволило сократить расходы на трансатлантических перелётах. Однако, быстроменяющася политическая ситуация (падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года, объединение Германий 3 октября 1990 года) не оставили шансов Interflug на выживание. 30 апреля 1991 года был выполнен последний рейс национальной авиакомпании уже несуществующей страны по маршруту Берлин-Вена-Берлин на самолёте Ту-134.