САУ «Веспе» (Оса) — немецкая самоходная легкая гаубица
САУ «Веспе» (Оса) — немецкая самоходная легкая гаубица
В начале 1942 г. шасси PzKpfw III/IV рассматривались специалистами из управления материально-технического снабжения как вполне подходящая основа для создания САУ со 105-мм орудиями. Однако, когда выяснилось, что эти орудия можно без потери качества конечного изделия устанавливать на шасси PzKpfw II, производственные линии по выпуску PzKpfw II перевели на изготовление leFH 18/2 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II, более известного под названием «Веспе» (оса).
В феврале 1943 г. производственники получили заказ на 1000 единиц данного вида изделия, рассматривавшегося в качестве временной меры перед появлением более мощных САУ. Однако позднее заказ урезали до 835 единиц. В бронированной рубке «Веспе» размещалась боеукладка емкостью 32 артиллерийских выстрела, однако 159 машин были выпущены как специализированные транспортеры подвоза боеприпасов, способные нести 90 снарядов соответствующего калибра. По сравнению с PzKpfw II «Веспе» стала немного длиннее, силовая установка переместилась вперед, а в ходовой теперь было не четыре, а три поддерживающих катка. Водитель сидел в закрытом отсеке, расположенном в передней части корпуса, тогда как остальные члены экипажа помещались в открытом боевом отделении под защитой тонких броневых листов, спасавших от пуль и осколков, но неспособных уберечь людей от снарядов. Отсутствие крыши делало орудийную прислугу уязвимой для минометных мин и ручных гранат, однако для самозащиты в распоряжении экипажа имелся пулемет, которым комплектовались все «Веспе».
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Основное вооружение предназначалось для стрельбы прямой наводкой, но, поскольку оно имело максимальный угол возвышения 42 градуса, часто применялось для ведения навесного огня с удаленных позиций. Идея создания транспортеров боеприпасов оказалась весьма продуктивной, поскольку позволяла в полевых условиях снимать стволы орудий с подбитых САУ и ставить их на беспушечный транспортер, создавая таким образом новую самоходку. Как и многие другие образцы немецкой бронетехники, «Веспе» успели принять участие в сражении на Курской дуге летом 1943 г., после чего постоянно применялись на Восточном фронте. Из-за своей маневренности, скорости и надежности «Веспе», в отличие от большинства более тяжелых самоходок, пользовалась популярностью и задействовалась на всех европейских фронтах, включая Итальянский.
Тактико-технические характеристики гаубицы «Веспе» (оса)
Основное вооружение
одна 105-мм гаубица leFH18/2
Вспомогательное вооружение
один 7,92-мм пулемет MG 34
Боевая масса
11 т
Длина
4,81 м
Ширина
2,28 м
Высота
2,30 м
Скорость по шоссе
40 км/ч
Запас хода по шоссе
220 км
Экипаж
пять человек
Фото САУ «Веспе» (Оса)