САУ СУ-122-54 — самоходная артиллерийская установка 1950-х годов
САУ СУ-122-54 — самоходная артиллерийская установка 1950-х годов
Эта самоходная установка была создана в 1949 г. на базе наработок, произведенных во время боевого использования САУ во время Великой Отечественной войны. За основу был взят Т-54. На вооружение установка была принята только в 1954 г. Всего было создано 77 САУ СУ-122-54. Самоходка считалась закрытой. Все члены экипажа могли свободно общаться друг с другом, поскольку отделение управления здесь совмещалось с боевым отделением. В боевой рубке вместе находились командир, механик-водитель, а также оба заряжающих: левый и правый.
Основательно была выполнена защита рубки СУ-122-54. Она сваривалась из броневых листов таким образом, чтобы те имели рациональные углы наклона. Толщина лобового броневого участка корпуса достигала 100 мм. Угол наклона от вертикали лобового броневого листа равнялся 51°. Поперечное расположение дизельного двигателя в корпусе позволило сделать моторно-трансмиссионное отделение более компактным. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были взяты у Т-54 и несколько переработаны. Впервые в советском танкостроении на этой машине в систему воздушного запуска двигателя был введен компрессор АК-150В. На СУ-122-54 изменилась и конфигурация внутренних топливных баков. Их стало два вместо трех наружных. Вследствие всех модернизаций центр тяжести машины сместился вперед, что вызвало необходимость изменения взаимного расположения опорных катков.
На машине установили 122-мм пушку Д-49, которая по своим показателям ничем не уступала орудию тяжелого танка ИС-3. У нее были углы возвышения и горизонтального наведения, равнявшиеся 16 градусов. Орудие оборудовали также эжектором для продувки канала ствола и электромеханическим устройством досылания снарядов, что существенно облегчало работу заряжающих и повышало огнестрельность до 5—б выстрелов в минуту.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Пушка СУ-122-54 была установлена в передней части корпуса в полностью бронированном боевом отделении. Ее боекомплект включал широкий ассортимент различных боеприпасов: осколочно-фугасные и бронебойные (35 выстрелов), а также обычные 122-мм гаубичные гранаты. С основным орудием был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ, зенитный пулемет с пневматической системой перезарядки такого же калибра был установлен на крыше подвижной рубке. Здесь же находился и дальномер. Боекомплект пулеметов состоял из 600 патронов. В систему управления огнем входили телескопический прицел, необходимый для стрельбы прямой наводкой, и механическая панорама для ведения огня с закрытых позиций.
Сравнительно недолгий серийный выпуск этих машин объясняется тем, что в Советском Союзе успешно велись разработки более мощного реактивного вооружения. Конструкторы работали над созданием как ракет стратегического назначения наземного и морского базирования, так и управляемых реактивных снарядов, с помощью которых можно было ликвидировать объекты противника с резко возросшей точностью.
Тактико-технические характеристики САУ СУ-122-54
Экипаж
5 чел.
Масса
35,7 т
Длина
9,97 м
Высота
2,06 м
Ширина
3,27 м
Клиренс
425-440
Броня лобовая
100 мм
Броня бортовая
80 мм
Максимальная скорость по шоссе
48 км/ч
Запас хода по шоссе
400 км
Вооружение
122-мм пушка Д-49,
пулеметы 2 × 14,5-мм КПВТ
Боекомплект пушки
35
Дальность стрельбы
до 13,4 км
Двигатель
В-54
Мощность двигателя
52 л.с.
Фото САУ СУ-122-54