Артиллерия

САУ 2С3 «Акация» — самоходная гаубица калибр 152-мм

САУ 2С3 «Акация» — самоходная гаубица калибр 152-мм

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» была сконструирована и построена на КБ завода имени Калинина в связи с постановлением Совета министров СССР от 4 июля 1967 г. Две первых опытных машины создали уже в конце 1968 г., однако в процессе испытаний проявился ряд серьезных недоработок, в частности сильная загазованность боевого отделения. Из-за этого же недостатка испытания не прошли еще четыре образца, построенные к лету 1969 г. После усовершенствования системы вентиляции проблема была решена, и первая серия машин была выпущена уже в 1970 г. А в 1971 г.

САУ 2С3М2 «Акация» — видео

2С3 «Акацию» приняли на вооружение. Она должна была войти в состав танковых и мотострелковых дивизий для уничтожения бронетанковой техники, позиций артиллерии и минометов, а также живой силы противника. Производство этих самоходок было закрыто только в 1993 г.
«Акация» получила шасси «Объекта 303», разработанное на основе ходовой части ПУ ЗРК 2К11 «Круг» и получившее высокую оценку во время опытных испытаний. Впоследствии в процессе эксплуатации это гусеничное шасси проявило и хорошую надежность.
Для изготовления корпуса и башни использовались листы катаной броневой стали, способные защитить от поражения бронебойной пулей, выпущенной с дистанции 300 м. осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
В САУ был установлен дизельный двигатель В-59 с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже. У машины механическая двухпоточная трансмиссия, независимая торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, а также коробка перемены передач, выполненная с планетарным механизмом поворота. Состав ходовой части включает по шесть с каждого борта двойных обрезиненных опорных катков, по четыре поддерживающих ролика, а также по одному ведущему переднему колесу и по одному направляющему колесу заднего расположения. Ширина гусеницы достигает 490 мм.

Корпус «Акации» разделен на три отсека. В носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой находится отдел управления, в котором расположено рабочее место механика-водителя. Справа в носовой части размещается силовой отсек с двигателем, трансмиссией, системами питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Оставшуюся часть корпуса и всю башню занимает боевое отделение, подавляющее пространство которого находится под гаубицей и боеукладкой. Командирская башенка и люк размещены в крыше башни слева, а люк заряжающего — справа.
Базой для артиллерийской части «Акации» стало буксируемое орудие того же назначения — 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее внутреннее устройство, баллистику и боеприпасы оставили без изменений. Гаубице был присвоен индекс ГРАУ-2А33. Пушку установили в амбразуре башни. Ствол орудия состоял из моноблочной трубы, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, гидравлического тормоза отката веретенного типа с компенсатором жидкости и пневматического накатника с клапаном дополнительного торможения. Угол наведения гаубицы по вертикали производился в диапазоне от -4 до +60″. Орудие имело ручной подъемный механизм секторного типа, оборудованный уравновешивающим пневматическим устройством толкающего типа. «Акация» способна производить огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Боекомплект включает 40 выстрелов ОФС Оф-540 и ОФС ОФ-25, хранящихся о двух боевых укладках, находящихся в башне и корпусе.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В конце 70-х гг. машина стала оснащаться одной боеукладкой барабанного типа, а боекомплект вырос до 46 выстрелов. Для загрузки снарядов в корме самоходки имеется специальный люк. Кроме того, гаубица способна стрелять широким ассортиментом снарядов: Бр-540Б, Бр-540, осветительными парашютными С1, химическими 3X3, всеми 152-мм. В 1970-х гг. боекомплект «Акации» пополнился выстрелом с ядерным боеприпасам мощностью 2 кт. В качестве вспомогательного вооружения используется 7,62-мм пулемет ПКТ, расположенный над люком командира и необходимый для борьбы с воздушными силами противника.
2С3 оборудована фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, системой герметизации рабочих мест экипажа, что позволило защитить людей от воздействия химического, бактериологического и ядерного оружия. Герметичность машины сохраняется и во время передвижения, и в процессе стрельбы из боекомплекта, хранящегося внутри самоходки. Вес «Акации» позволяет ее транспортировку на тяжелых транспортных самолетах.

Самоходную установку со временем совершенствовали. Существует две модернизации этой машины. 2С3М «Акация» появилась в 1975 г. и отличалась одной боеукладкой барабанного типа, а также наличием снаряда ЗОФ29 с увеличенным в четыре раза осколочным действием. Кроме того, боекомплект пополнился АПС и боеприпасами, оборудованными донными газогенераторами, увеличившими дальнобойность пушки на 20—30%.
2С3М1 являлся модернизированным вариантом 2С3М. На машине появилась аппаратура приема, обработки и отражения командной информации, новый прицел CП-538, УАС 30Ф38 «Краснополь», самонаводящиеся на цель на конечном участке траектории и поражающие движущие объекты.
В действии «Акация» оказалась сравнительно простой и надежной в эксплуатации. После участия в боевых действиях в Афганистане она стала довольно популярной боевой машиной. Возможно, именно поэтому САУ 2С3 приняты на вооружение не только в России, но и во многих других странах.

Тактико-технические характеристики 2С3 «Акация»

Экипаж
4 чел.

Масса
27,5 т

Длина
8,4 м

Высота
3,05 м

Ширина
3,25 м

Клиренс
450 мм

Максимальная скорость по шоссе
60 км/ч

Запас хода по шоссе
500 км

Вооружение
152-мм 2А33 гаубица,
пулемет 7,62-мм ПКТ

Боекомплект пушки
46

Дальность стрельбы
до 20,5

Двигатель
В-59У

Мощность двигателя
520 л.с

Бронирование
противопульное,
Лоб корпуса, мм — 30
Борт корпуса, мм — 15
Лоб башни, мм — 30
Борт башни, мм — 15

Фото 2С3 «Акация»

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»