Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» — самолет-разведчик
Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий» — самолет-разведчик
После построенных первых двух самолетов, А.Н. Туполев приступил к созданию третьей своей машины — АНТ-3. В начале 1924 г., по распоряжению начальника ВВС страны П.И. Баранова, ЦАГИ получили технические требования на разработку самолета-разведчика. Был оформлен специальный договор с ЦАГИ на постройку самолета-разведчика Р-3 и запуска его в массовую серию.
Самолет представлял собой одномоторный двухместный полутораплан, за кабиной летчика которого располагалась отдельная кабина стрелка-наблюдателя с вооружением и специальным оборудованием. Конструктор снова обратился к треугольному варианту сечения фюзеляжа с гофрированной дюралюминиевой обшивкой. Высота сечения позволяла наблюдателю работать стоя. Такая форма сечения являлась наиболее выгодной, с точки зрения прочности, и позволяла обойтись без растяжек и раскосов внутри фюзеляжа. Проект самолета был разработан всего за четыре месяца. Первый опытный самолет с двигателем «Либерти» мощностью в 400 л.с., но без вооружения, был готов летом 1925 г.
Первый полет был выполнен 6 августа того же года летчиком В.Н. Филипповым. Он испытывал самолет до октября 1925 г. по программе ЦАГИ. Государственные испытания самолета проводил летчик-испытатель М.М. Громов, они были завершены в апреле 1926 г. Испытания показали достаточно высокие летные данные, и было решено выпустить самолет в круговой перелет по европейским столицам за три дня. Самолет, получивший название «Пролетарий», после тщательной всесторонней подготовки отправился в полет 31 августа 1926 г. Он был оснащен более мощным английским двигателем «Лайон» мощностью 450 л.с. Летчик М.М. Громов вместе с механиком Родзевичем пролетели по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин — Париж — Рим — Вена — Варшава — Москва протяженностью 7150 км за 34 ч 15 мин летного времени.
Этим полетом были продемонстрированы успехи советского самолетостроения и выдержка наших летчиков. Но в 1927 г. министр иностранных дел Великобритании О. Чемберлен заявляет о разрыве дипломатических отношений и аннулировании торговых соглашений с СССР. Поставки двигателей «Лайон», закупаемых за валюту, были прекращены. Серийные машины Р-3 стали оснащаться отечественными двигателями М-5 конструкции А.А. Микулина. На одной из серийных машин с мотором М-5, названной «Наш ответ» (имеется в виду Чемберлену), летчик С.А. Шестаков с механиком Д.В. Фуфаевым совершили выдающийся по тому времени перелет. Начавшийся в Москве 20 августа 1927 г., он был завершен 1 сентября в Токио. Обратный путь длился 11 дней. Самолет находился в воздухе 153 ч и пролетел расстояние 22 000 км со средней скоростью 144 км/ч.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Самолет-разведчик Р-3 стал первым советским цельнометаллическим самолетом, запущенным в серийное производство. Первый серийный Р-3 был выпущен в июле 1927 г. Самолет был оснащен полным комплексом вооружения, фотооборудованием, но без бомб. Испытания, проводившиеся летчиком Я.Н. Моисеевым, показали, что самолет из-за задней полетной центровки очень чувствителен. Для устранения недостатков в ЦАГИ была разработана программа летных испытаний, после которых было принято решение эксплуатировать самолет в частях ВВС с центровкой до 35% САХ. В процессе серийного производства пришлось столкнуться со многими трудностями, в том числе с оптимальным определением типа двигателя. С целью повышения летных данных разведчика в 1927 г. во Франции было закуплено 100 двигателей «Лоран-Дитрих» мощностью 450 л.с. Передняя часть самолета была удлинена на 385 мм, что улучшило его центровку. Самолет Р-3 много лет стоял на вооружении ВВС страны. Под маркой ПС-3 самолет несколько лет выполнял в Средней Азии работы по перевозке грузов, почты и даже по борьбе с саранчой. Один ПС-3 летал в Якутии почти до середины тридцатых годов.
Тактико-технические характеристики Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий»
Экипаж, чел.
2
Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-5
Мощность, л.с.
450
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
13,0 / 37,0
Длина самолета / высота самолета, м
9,5 / 3,1
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
2090 / 1340
Полной нагрузки, кг
750
Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
125 / 206
Практический потолок, м
4920
Максимальная дальность, км
950
Вооружение
3 пулемета 7,62-мм
10 10-кг бомб
Фото Р-3
Самолет Р-3 ЛД, Среднеазиатский военный округ, 1931 г.