«Народный» реактивный истребитель He 162. Обзор » Неизвестная авиация
Реактивный истребитель люфтваффе He 162, получивший прозвище «народный», был спроектирован и построен за рекордно короткий срок — всего 90 дней. В самом конце Второй мировой войны у высшего командования ВВС Люфтваффе родилась гениальная идея — создание достаточно простого в производстве и эксплуатации реактивного истребителя.
К тому же серийное производство этого самолёта можно было наладить относительно быстро в условиях того периода, характеризовавшегося нехваткой квалифицированного персонала и дефицитных стратегических материалов. Отсюда и будущее название, под которым стал известен новый истребитель — Volksjager, то есть «Народный истребитель». Именно с его помощью военно-политическое руководство Третьего рейха планировало отразить мощный натиск англо-американской авиации.
8 сентября 1944 года тактико-техническое задание на новый истребитель было утверждено заказчиком и направлено компаниям «Messerschmitt», «Henkel» и «Junkers».
В нём содержались следующие требования: взлётная масса не более 200 кг, оснащение одним турбореактивным двигателем BMW-003 с тягой 800 кг, позволяющим развивать скорость 750 км/ч, длина разбега не более 500 м, продолжительность полёта у земли не менее 20 мин., вооружение – две 30-мм или 20-мм пушки. Свои проекты компании должны были представить к 20 сентября 1944 года, а серийный выпуск истребителя надлежало начать не позднее 1 января 1945 года. Впрочем, позже срок представления эскизных проектов перенесли на 14 сентября.
Частично собранные He 162 на заводе по сборке истребителей в г. Тартун, Германия. Апрель 1945 года.
По результатам изучения представленных проектов заказчик выбрал вариант компании «Henkel», причём ещё до официального решения была заказана постройка прототипа P.1073, В октябре истребителю присвоили обозначение He 162 и название «Саламандра», а 6 декабря был облетан первый прототип истребителя. Планировалось собирать самолёты сразу на трёх сборочных линиях, которые должны были получать узлы и комплектующие со смежных производств, значительная часть которых располагалась в соляных штольнях и подземных заводах (всего в программе было занято несколько сотен заводов и предприятий). В первый месяц планировалось собрать 1000 машин, а затем – по 2000 истребителей ежемесячно.
Особенности конструкции
He 162 представлял собой высокоплан с двухкилевым вертикальным оперением смешанной конструкции и трёхопорным убирающимся шасси. Фюзеляж – смешанного устройства: передняя часть – до крыла – монококовая, а задняя часть – полумонококовая конструкция с работающей обшивкой, которая крепилась к каркасу с помощью потайной клепки. Фюзеляж изготавливался из дюралюминия, но с фанерным носовым конусом, крепившимся к фюзеляжу болтами, а также деревянными створками отсеков шасси, люками вооружения, крышкой аккумуляторного отсека и внутренними стенками отсека фюзеляжного топливного бака. Фонарь кабины – каплевидной формы, двухсекционный из оргстекла, задняя секция которого открывалась назад-вверх. Пилот располагался на катапультируемом кресле, в его распоряжении была бортовая кислородная система, а также приборная доска с минимально необходимым для пилотирования и управления набором приборов. Органы управления самолётом – ручка и педали.
Крыло – двухлонжеронное, неразъёмное, трапециевидной в плане формы, крепилось к фюзеляжу при помощи четырёх болтов. Крыло имело преимущественно деревянную конструкцию, фанерную работающую обшивку и дюралевые законцовки, отклоненные вниз на угол 55°. Механизация крыла – деревянные двухпозиционные закрылки (внутренняя часть задней кромки крыла) и элероны (внешняя часть). При выпуске закрылков элероны, имевшие регулируемые на земле триммеры, также отклонялись на 18°. Привод элеронов – механический, закрылков – гидравлический. Хвостовое оперение – двухкилевое свободнонесущее, выполненное единым целым и крепившееся к фюзеляжу. Двухлонжеронные разнесенные кили – деревянные с металлическими законцовками. Горизонтальное оперение – металлическое двухлонжеронное, при этом стабилизатор имел размах 3.4 м и угол поперечного V в 30°. Угол установки стабилизатора менялся от -2° до +3° за счёт отклонения хвостового конуса. Рули высоты – из лёгкого сплава, с регулируемыми на земле триммерами.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
He 162 в немецком техническом музее, Берлин.
Шасси – трёхопорное убирающиеся с гидравлическим приводом. Особенностью конструкции нового истребителя была установка ТРД BMW 003E-1/2 с осевым компрессором – он крепился в гондоле непосредственно на фюзеляж за кабиной пилота двумя вертикальными болтами спереди и двумя горизонтальными болтами сзади. При этом передняя и задняя части капота устанавливались напрямую на двигатель, а центральная часть выполнялась в виде двух панелей и обеспечивала быстрый доступ к двигателю. Топливо размещалось в фюзеляжном и двух интегрированных крыльевых баках.
Бортовое радиоэлектронное оборудование включало ответчик самолётной опознавательной радиостанции FuG 25a, радиостанцию FuG 24, объединённую с радиополукомпасом ZVG 16, а также магнитный компас FK-38.
Вооружение – две расположенные в нижней части фюзеляжа 20-мм пушки MG-151/20 с боекомплектом по 120 снарядов на пушку (на первых машинах ставились две 30-мм пушки Mk 108 с боезапасом по 50 снарядов на каждую), прицеливание – при помощи коллиматорного прицела Revi-16A (затем Revi-16B).