ЛК-1 (НИАИ-1 «Фанера-2») — пассажирский самолет
ЛК-1 (НИАИ-1 «Фанера-2») — пассажирский самолет
В 1928 г. в Ленинградском институте путей сообщения на факультете воздушных сообщений был образован студенческий самолетный кружок, который возглавил инженер В.Ф. Рентель. В кружке разрабатывались различные элементы конструкции самолета из фанеры. Вскоре возникла мысль построить опытный самолет с использованием фанерных конструкций. В 1931 г. при институте был создан Научно-исследовательский аэроинститут (НИАИ). Там также были различные секции, в том числе и самолетостроительная, которая выделилась из НИАИ и была преобразована в ОКБ. В этом ОКБ образовалось несколько бригад, которые работали над своими проектами самолетов. Одна из таких бригад разработала самолет ЛК-1 (НИАИ-1).
Проект был разработан инженером А.И. Лисичкиным, а постройкой руководил заведующий кафедрой конструкции самолетов В.Ф. Рентель. Особенность конструкции и аэродинамической компоновки самолета ЛК-1 (НИАИ-1 «Фанера-2») состояла в том, что кабина экипажа и пассажиров вместимостью до 4 человек размещалась в зализах крыла и фюзеляжа. Расположенная по бокам узкого балочного корпуса, она «разгружала» крыло, воспринимая от 3 до 5% полетного веса аппарата во всем диапазоне скоростей. Носовые части зализов представляли собой прозрачные неподвижные козырьки кабины, что обеспечивало пилоту почти круговой обзор.
По-новому, оригинально конструкторы решили силовую схему сочленения фюзеляжа и крыла. Неразъемные лонжероны консолей были так вписаны в конструкцию, что не мешали ни летчику, ни пассажирам. Передний лонжерон, проходивший насквозь поперек кабины, стал опорой для приборной доски, которая прикрыла его, задний использовался для крепления спинок пассажирских кресел. Создавалось впечатление, что крыло держится на ажурном переплете стекольных рам. Такое решение многие авиаспециалисты встретили весьма скептически. Скептицизм начал таять после первых опробований самолета на земле, в которых участвовал известный конструктор Д.П. Григорович. Сдвижные прозрачные двери правого и левого бортов обеспечивали вход в кабину и выход из нее.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
На первом опытном экземпляре нервюры крыла самолета ЛК-1 (НИАИ-1 «Фанера-2»), секции лонжеронов и силовой набор оперения были изготовлены из тонкостенных фанерных труб. Эта новинка себя оправдала. Испытания, проведенные летом 1933 г. (летчик А.Я. Иванов), самолет выдержал успешно. Вскоре в Ленинграде построили второй экземпляр самолета — эталон для серии, а затем на одном из заводов ГВФ была заложена серия из 20 машин. На серийных НИАИ-1 с учетом замечаний испытателей улучшен обзор вперед-вниз. Недостаточную на опытном экземпляре жесткость хвостовой части фюзеляжа повысили путем уменьшения киля и округления руля поворота. С увеличением размаха крыла и его площади возрос и взлетный вес самолета. Двигатель М-11 заключили в кольцо Тауненда, на колесе поставили обтекатель. Широкое применение фанеры в конструкции обусловило второе обозначение самолета — «Фанера-2».
Самолеты эксплуатировались на местных линиях Аэрофлота, в Арктике и на Дальнем Востоке. Летчики высоко оценили эксплуатационные качества машины. При необходимости она могла летать без посадки почти 7 часов. В кабине, если взлет и посадка выполнялись на хорошем аэродроме, размещали до 5 человек или 500 кг груза.
Тактико-технические характеристики ЛК-1 (НИАИ-1 «Фанера-2»)
Экипаж, число пассажиров, чел.
1, 4
Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-11
Мощность, л.с.
100
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
12,4 / 27,6
Длина самолета / высота самолета, м
8,8 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
1160 / 746
Полной нагрузки, кг
414
Максимальная скорость у земли, км/ч
154
Практический потолок, м
3370
Максимальная дальность, км
850
Фото ЛК-1 (НИАИ-1 «Фанера-2»)