Истребитель «МБ бис» (Моска-Б)
Истребитель «МБ бис» (Моска-Б)
В составе самолетного парка русской авиации времен Первой мировой войны имелись самолеты иностранного происхождения. Из общего количества большинство составляли самолеты, построенные на русских заводах по иностранным образцам. Но в России работали и некоторые иностранные конструкторы, к числу которых принадлежал и итальянский конструктор Франческо Эвджистович Моска, который прибыл в Россию в 1912 г.
В Москве он поступил на завод «Дуке», где вскоре занял место основного проектировщика общих видов самолетов. В 1912 г. он участвовал в создании самолета ЛЯМ, в 1913 г. строил самолеты «Меллер» и другие. В 1914 г. ему предложил совместную работу А.А. Безобразов, начинавший тогда строить свой самолет. В начале войны, когда А.А. Безобразов отбыл на фронт, Ф.Э. Моска договорился с военным ведомством о выполнении заказа на 75 экземпляров учебного самолета «Фарман-IV». Получив аванс, он приступил к самостоятельному производству.
В то время, кроме постройки этих самолетов, Ф.Э. Моска стал заниматься самостоятельным конструированием. В этом ему помог военный приемщик на его заводе штабс-капитан Быстрицкий, который явился соавтором самолетов МБ и МБбис, выпущенных в 1915—1916 гг. Его первой машиной был МБ («Моска-Быстрицкий», «Моска-МБ»). Это был расчалочный высокоплан, двухместный разведчик с двигателем «Гном» в 50 л.с. Для перевозки самолета на своих колесах по дорогам у самолета могли складываться крыло и оперение. Для обеспечения обзора вниз крыло самолета было установлено над фюзеляжем, и поэтому оно делалось раздельным без центроплана. Это портило аэродинамику самолета, но сначала этого никто не замечал, и лишь потом просветы между крыльями и фюзеляжем пришлось затянуть полотном. Было построено и сдано 12 самолетов, последние из которых летали еще в 1918 г.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
На базе этого самолета был построен истребитель «Моска-Ббис» (МБбис). Он являлся переделкой из предыдущего одноместного, но значительно меньших размеров с двигателем «Рон» или «Клерже». В нем также были складывающиеся при перевозке крылья и горизонтальное оперение, состоявшее из одного руля без стабилизатора. Самолет был вооружен одним пулеметом «Льюис» или «Кольт» с отсекателями пуль на лопастях винта, или же ось ствола была направлена поверх диска винта. Синхронизатора на нем не было. Этот самолет хорошо летал и применялся в 1916 г. как истребитель, причем «результаты испытаний выяснили полное соответствие аппарата боевым требованиям», как было сказано в акте. Конструктор получил субсидию в 50 тыс. руб. Во время Гражданской войны самолет использовался для разнообразных целей. Всего было выпущено более 50 экземпляров. Осенью 1917 г. Ф.Э. Моска уехал к себе на родину в Италию.
Тактико-технические характеристики истребителя МБ бис
Экипаж, чел……………………1
Двигатель, тип х кол, название……………………ПДх 1, «Рон»
Мощность, л.с……………………80
Размах крыла, м / площадь крыла, м2……………………7,20 / 12,0
Длина самолета / высота самолета, м……………………6,1/ н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг……………………487 / 322
Полной нагрузки, кг……………………165
Максимальная скорость у земли, км/ч……………………130
Практический потолок, м……………………4000
Вооружение……………………«Кольт», 1 х 7,62 мм
Фото истребителя МБ бис