Артиллерия

БР-18 — гаубица особой мощности 305-мм образца 1939 года

БР-18 — гаубица особой мощности 305-мм образца 1939 года

Как и 210-мм пушка Бр-17, 305-мм гаубица БР-18 образца 1939 года была разработана конструкторским бюро завода ««Баррикады»» на основании конструкторской документации фирмы Skoda-Werke AG. Обе артиллерийские системы представляли собой так называемый «дуплекс» — на унифицированный лафет накладывались 210-мм пушечный ствол длиной 49,6 калибров или 305-мм гаубичный ствол длиной 22 калибра.

Такой подход к созданию артиллерийских систем значительно сокращает продолжительность проектирования новых орудий и облегчает освоение их в производстве. Опытный образец 305-мм гаубицы, имевший заводское обозначение Бр-18, был представлен на полигонные испытания в сентябре 1940 г. Проводившиеся до конца ноября 1940 г. испытания дали в целом положительные результаты. В целях ускорения запуска гаубицы в серийное производство полигонные испытания были объявлены полигонно-войсковыми и гаубицу рекомендовали принять на вооружение под обозначением 305-мм гаубица образца 1939 года. Ствол гаубицы представлял собой моноблок с коническим лейнером, замена которого могла быть произведена не только в заводских условиях или в артиллерийской мастерской, но и в полевых условиях. Длина лейнера составляла 6295 мм.
В канале ствола было выполнено 68 нарезов постоянной крутизны, длина нарезной части составляла 16.6 калибра. Запирание канала ствола производилось поршневым двухтактным затвором с обтюратором. Масса ствола с затвором достигала 12 400 кг.

Лафет гаубицы БР-18 был аналогичен лафету 210-мм пушки Бр-17, однако подъемный механизм модифицировали таким образом, что он обеспечивал наведение орудия в диапазоне углов от -4° до +70° Наставлениями предписывалось вести стрельбу при углах возвышения от +45° до +70°, так как при меньших углах возвышения устойчивость системы не обеспечивалась. В горизонтальной плоскости гаубица наводилась в секторе ±45°.
Стрельба из гаубицы велась выстрелами раздельного картузного заряжания. Применялись заряды советского и чехословацкого производства. Снаряды были только чехословацкого производства — фугасный и бетон обойный. Их основные характеристики приведены в таблице. При стрельбе полным зарядом фугасный снаряд имел начальную скорость 530 м/с и мог поражать цели на дальности до 16 500 м. Бетонобойный снаряд с начальной скоростью 410 м/с имел наибольшую дальность стрельбы 13 100 м. 305-мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 2—2,5 м и диаметром 5,5—8 м. Толщина пробиваемой им вертикальной кирпичной стены составляла 2 м.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Одно попадание бетонобойного снаряда МИ-1063 при скорости 330—335 м/с и угле падения свыше 60° разрушало железобетонное перекрытие толщиной 2 м, при скорости 255 м/с и угле 60° при двух попаданиях в одно место разрушалось железобетонное перекрытие толщиной 3 м. При углах возвышения около 70° скорострельность составляла 1 выстрел за 2,5 минуты, при углах 45° — 1 выстрел за 2,1 минуты.
305-мм гаубицы образца 1939 года использовались Красной Армией в сражениях на завершающем этапе Великой Отечественной войны, когда, как вспоминал маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, при осуществлении прорывов вражеской обороны «зазвучали «прекрасные голоса» 203-мм гаубиц и 280-мм мортир. А иногда, перекрывая все и всех, вступали в дело и 305-мм гаубицы». Надо отдать должное маршалу. он выразился исключительно точно — 305-мм гаубицы вступали в дело лишь иногда, так как из-за подгонки конструкции чешского прототипа под технологические особенности завода «Баррикады» было потеряно драгоценное время, и до начала войны удалось изготовить лишь 3 такие гаубицы. Да и импортных снарядов было припасено немного.

Тактико-технические характеристики гаубицы Бр-18

Калибр, мм……………………………………………………………………305
Длина ствола, калибров …………………………………22
Наибольший угол возвышения, град…………………………….+70
Угол склонения, град ………………………………………………….-4
Угол горизонтального обстрела, град………………………………90
Масса в боевом положении, кг…………………………………..43 000
Масса фугасного снаряда, кг………………………………………..330
Начальная скорость снаряда, м/с……………………………..530
Наибольшая дальность стрельбы, м ………………… 16 500

Фото гаубицы Бр-18 в артиллерийском музее в Санкт-Петербурге

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»