Ударный самолёт Panavia «Tornado» IDS. Обзор » Неизвестная авиация
Изначально «Торнадо» разрабатывался под обозначением MRCA (multi-role combat aircraft – многоцелевой боевой самолёт), но по прошествии лет приходится признать, что ничего, кроме как бомбардировщика, из него не сделали. Однако высокие боевые качества «Торнадо» куплены задорого — стоимость самолёта и сложность его эксплуатации ограничили число заказов.
Рост затрат на разработку новых боевых самолётов привёл к тому, что в Европе уже в конце 1960-х годов создание новых боевых машин в одиночку было по силам лишь французской компании «Дассо». Остальные страны — даже обладающие такой мощной авиапромышленностью, как Великобритания или Германия, — либо покупали зарубежные разработки, либо объединяли усилия.
Желание создать что-то, способное заменить бомбардировщики «Канберра» и ударные самолёты F-104, подтолкнуло британских, германских и итальянских разработчиков к сотрудничеству.
Совместная разработка
Соглашение о создании консорциума по разработке нового ударного самолёта было подписано в марте 1969 года. К этому моменту в число «пайщиков» входили Германия, Италия, Нидерланды и только что присоединившаяся Британия. Кроме того, большой интерес к проекту проявляли Бельгия и Канада. Общий объём производства (без учёта возможного экспорта) оценивался на тот момент в 1500 машин. Но вскоре планы начали меняться: уже через год программу покинули Нидерланды, ещё на этапе проектирования не согласившись с быстрым удорожанием и усложнением самолёта. Оставшихся трёх участников это не испугало, и уже 14 августа 1974 года первый европейский (СССР, конечно, Европой не считали) самолёт с изменяемой геометрией крыла поднялся в воздух. Распределение объёма работ наглядно показывало, «кто есть кто» в европейской авиации: Великобритания и Германия взяли на себя 42.5% и лишь 15% досталось Италии.
Боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности Panavia «Торнадо» IDS. Международная авиакосмическая выставка (ILA), Берлин, Германия, 2012 год.
Испытания и доводка столь сложной и революционной (помимо подвижного крыла, самолёт получил первую серийную систему ЭДСУ – правда, аналоговую) машины заняли сравнительно мало времени, хотя в процессе было разбито три прототипа. Уже в июне 1979 года первые машины поступили на вооружение ВВС Великобритании и Германии. В сентябре 1981 года к ним присоединилась Италия. Все эти машины принадлежали к основному, базовому варианту «Торнадо» IDS (interdiction-strike, что примерно означает «нанесение авиаударов в оперативной глубине или по особо важным, в т.ч. морским целям»). Производство быстро набрало требуемый темп, и в декабре 1987 года был выпущен 500-й по счёту «Торнадо». Самым крупным покупателем нового ударного самолёта стала Германия, изначально планировавшая приобрести 600 самолётов, но ещё на этапе проектирования сократившая свои потребности до 324. В отличие от других стран, ВВС Германии получили лишь часть (212) приобретённых самолётов, остальные 112 достались авиации ВМФ. Королевские ВВС стали вторыми по численности, но, несомненно, самыми заметными среди пользователей «Торнадо». Начиная с 1979 года на вооружение поступили 228 машин, заменивших как последние стратегические бомбардировщики «Вулкан», так и морские ударные самолёты Buccaneer. В RAF эти машины получили обозначение «Торнадо» GR.1 (ground attack/reconnaissance – «удары по наземным целям/разведка»). ВВС Италии приобрели 100 машин, и в конце 1990-х годов 16 из них были модернизированы в «Торнадо» ECR (по собственному проекту). ВВС Саудовской Аравии стали единственным экспортным успехом в целом удачного самолёта. В рамках соглашения с Великобританией на Аравийский полуостров попали 96 «Торнадо» IDS (48 в середине 1980-х и столько же десятью годами позже).
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Раздельная модернизация
Британские ВВС вскоре после принятия на вооружение захотели расширить разведывательные возможности своих GR.1, и, оснастив 30 машин системой ИК-разведки TIRRS (за счёт обеих пушек), получили вариант GR.1A, В начале 1990-х годов, после снятия с вооружения ударных самолётов Buccaneer, нанесение ударов по кораблям и судам возложили на «Торнадо», оснастив их 4ПКР «Си Игл» и обозначив эти машины (26 шт.) GR.1B.
Пилоты осматривают самолёт Panavia Tornado. Международная авиакосмическая выставка (ILA), Берлин, Германия, 2012 год.
Наконец, модернизация стареющих самолётов с 1997 по 2003 год привела к появлению «Торнадо» GR.4 (цифры 2 и 3 были отданы «истребительным» вариантам). На 142 таких самолётах была модернизирована авионика и дисплеи кабины, установлены системы ИК-обзора и ночного видения, их оснастили системой GPS и разведконтейнером «РЭПТОР». Немецкие «Торнадо» получили свою модернизированную программу только в 2000 году – были заменены ПО и бортовой компьютер, расширена номенклатура вооружения и появилась GPS. Повоевать в той или иной мере пришлось «Торнадо» всех ВВС. Наиболее активно использовались британские – «Буря в пустыне» (потеряно 6 машин), затем патрулирование над Южным Ираком, операция в Косово, вторжение в Ирак в 2003 году, военное присутствие в Афганистане (с 2009-го). В марте 2011 года во время авиационной операции по сокрушению режима Каддафи британские «Торнадо» осуществили боевой вылет с рекордной протяжённостью 4800 км. Завершить рассказ можно цитатой одного из ведущих журналов по военной авиации Air Forces Monthly: «…На протяжении более чем 25 лет «Торнадо» … самый важный западноевропейский боевой самолёт».