Т-4 («100») — опытный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого
Т-4 («100») — опытный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого
В 1960-х гг. создание проектов сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца было предложено трем ОКБ: В.М. Мясищева, А.С. Яковлева и П.О. Сухого. Предпочтение заказчик отдал работе последнего. ОКБ тщательно проработало задание. В апреле 1963 г. был закончен предварительный эскизный проект, в котором самолет выполнялся по схеме «утка» с управляемым передним горизонтальным оперением, с тонким фюзеляжем большого удлинения. Комиссия ВВС и Государственного комитета по авиационной технике в 1963 г. рассмотрела представленные материалы проекта и оценила их положительно. В конце 1963 г. самолет Т-4 («100») отдельным постановлением ЦК КПСС и Совмина был принят к разработке.
Видео самолета Т-4 («100»)
В аэродинамических трубах ЦАГИ был проведен большой объем работ по продувке аэродинамических моделей самолета. В 1961 — 1965 гг., когда в ОКБ окончательно сформировался облик будущего самолета Т-4, были разработаны 50 вариантов его аэродинамической компоновки. Аэродинамическая схема «утка» сразу же привлекла внимание проектировщиков. Наиболее удачной оказалась аэродинамическая компоновка, включающая в себя наплыв — переднюю часть крыла с большой стреловидностью передней кромки. Наплыв плавно переходил в центроплан и консоли крыла, составляя с ними единую несущую поверхность — несущий корпус. Варьировалась и компоновка на самолете силовой установки. Двигатели то располагали в четырех изолированных мотогондолах под крылом; то попарно по схеме «рядом» в двух изолированных мотогондолах под крылом; то все четыре в единой центральной мотогондоле.
Окончательный аэродинамический облик самолета сложился в 1965 г. В декабре 1966 г. командованию ВВС был предъявлен полноразмерный макет самолета. Макетная комиссия оценила проделанную работу положительно и отметила, что создание самолета Т-4 является важнейшей государственной задачей. Создание такого самолета (из высокопрочных титановых сплавов) дело рискованное и н$тот промежуток времени не имело прецедента в отечественной и мировой практике. В Рыбинском КБ (главный конструктор П.А. Колесов) были созданы новые двигатели. Впервые на самолете была установлена дистанционная система управления самолетом и двигателями, хотя на первой машине стояла и резервная механическая система.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
По заявке ВВС строительство самолетов Т-4 («100») должно было вестись на Казанском авиазаводе. Министр авиационной промышленности П.В. Дементьев был просто в шоке! «Пока я жив — на Казанском заводе черного металла не будет». Было решено строить серию на Тушинском машиностроительном заводе. Сам же Дементьев начал кампанию за закрытие темы. В то же самое время А.Н. Туполев предлагал провести модернизацию его самолета Ту-22, серийно выпускающегося в Казани. Вопрос был решен в пользу Ту-22М, который оказался совершенно новым самолетом, а не модификацией Ту-22.
В 1965 г. были выданы технические задания разработчикам на проектирование отдельных агрегатов и систем самолета, а также на натурные стенды. В 1968 г. началась постройка самолета «101», а в 1970 г. его сборка была закончена полностью. Первый вылет самолета планировали осуществить в начале августа. Но вылет все время задерживался не из-за погоды, а из-за дыма горящих торфяников под Шатурой. И все же этот день наступил. Первый полет экспериментального самолета «101» состоялся 22 августа 1972 г. Его пилотировали летчик-испытатель B.C. Ильюшин и штурман Н.А. Алферов. Продолжительность первого полета была 40 минут. Летные испытания первого этапа прошли удачно. Но вскоре работы по теме «Т-4» были закрыты. Первый самолет Т-4, совершивший 10 полетов, был в 1982 г. отправлен на вечную стоянку в Монинский музей ВВС.
Тактико-технические характеристики Т-4 («100»)
Экипаж, чел.
2
Двигатель, тип х кол, название
ТРДФ х 4, РД36-41
Тяга: бесфорсажная / форсажная, кгс
н/д/ 16150
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
22,0/295,7
Длина самолета / высота самолета, м
44,5 /11,19
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
125 000 / 55 600
Полезной нагрузки, кг
19 000
Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
3200 / 1150
Практический потолок, м
20 000-24 000
Максимальная дальность, км
7000
Фото самолета Т-4 («100»
Т-4 («100») в Монино
Т-4 («100») вид сзади