Самолеты

Су-30 — истребитель поколения «4+»

Су-30 — истребитель поколения "4+"

Для борьбы с крылатыми ракетами противника российским ВВС требовался двухместный дальний истребитель. Потенциала боевых возможностей истребителя Су-27 явно не хватало. В ОКБ решили использовать в качестве основы двухместный Су-27УБ, серийное производство которого было освоено на Иркутском авиазаводе. Работы по самолету начались в 1986 г. При испытании опытного Су-27УБ на нем уже отрабатывалась система дозаправки топливом в воздухе. С правого борта, на уровне козырька фонаря кабины, была установлена Г-образная штанга топливоприемника. На модернизированной «спарке», получившей название Су-27ПУ, также были несколько улучшены условия обитаемости в кабине летчика.

Су-30МК — видео

В начале 1987 г. состоялся первый полет переоборудованной «спарки» с экипажем в составе летчиков-испытателей ОКБ И. Вотинцева и Н. Садовникова. 23 июня состоялся беспосадочный перелет Т10У-2 с тем же экипажем по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13 440 км и продолжительностью 15 ч 42 мин с четырьмя дозаправками в воздухе. Тем самым была продемонстрирована возможность использования модернизированного Су-27УБ в качестве дальнего истребителя-перехватчика. Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления и управления вооружением.
Первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5) поднялся в воздух 31 декабря 1989 г. с заводского аэродрома Иркутского авиазавода. По результатам летных испытаний модернизированных машин началось серийное производство двухместного истребителя, получившего обозначение Су-30. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещением вправо обтекателя головки оптиколокационной станции. 14 апреля 1992 г. совершил первый полет первый серийный истребитель Су-30.

В ОКБ совместно с ИАПО создали экспортный вариант самолета Су-ЗОК («К» — коммерческий), получивший расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием стал самолет Су-ЗОМК с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. При его создании использован опыт разработки истребителя Су-35. Су-ЗОМК предназначен для завоевания господства в воздухе на театре военных действий, а также уничтожения целей на земле и на море, при применении средств РЭБ и огневом противодействии ПВО, днем и ночью, в любых погодных условиях. Работы по созданию Су-ЗОМК начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. (летчики-испытатели Г.Е. Буланов и В.Б. Максименков). Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине расположен индикатор, на который может выводиться видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия. Истребитель Су-ЗОМК обладает уникальными боевыми возможностями, ставящими его на первое место в мире среди тяжелых серийных многоцелевых истребителей.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт на закупку 40 самолетов Су-30МКИ (индекс «И» — индийский). 1 июля 1997 г. этот самолет впервые поднялся в воздух.
Самолет выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан», с системой управления вектором тяги (УВТ) двигателей, объединенной с системой дистанционного управления (СДУ) самолетом, обеспечивает практически неограниченную маневренность и уникальные взлетно-посадочные характеристики. РЛС способна одновременно сопровождать до 10 целей и применять ракеты сразу по двум целям.

Тактико-технические характеристики Су-30

Экипаж, чел
2

Двигатель, тип х кол, название
ТРДДФх2, АЛ-31Ф

Тяга: бесфорсажная / форсажная, кгс
7600 / 12 500

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
14,70 / 62,04

Длина самолета / высота самолета, м
21,94 / 6,36

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
33 000 / 18800

Полезной нагрузки, кг
8000

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
2125 / 1350

Практический потолок, м
17 500

Максимальная дальность, км
3000

Вооружение: название, число х калибр, мм
ГШ-301, 1 х30;
6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р
или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и
6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
Бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или
по 250 кг (28 единиц);
Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или
блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц)

Фото Су-30СМ

Су-30МКИ индийских ВВС

Су-30МК2 ВВС Венесуэлы

Су-30МКА Алжирских ВВС

Су-30МК российских ВВС

Задняя кабина Су-30МК2В

Пуск ракеты Су-30

Взлет Су-30МКИ

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»