Су-2 (АНТ-51) — ближний бомбардировщик
Су-2 (АНТ-51) — ближний бомбардировщик
К середине 1930-х гг. потребовался самолет, способный выполнять многоцелевые задачи, а именно — разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика. К решению этой проблемы было привлечено на конкурсной основе сразу несколько КБ. В 1936 г. были разработаны технические требования к новому многоцелевому самолету, получившему условное название «Иванов», что подчеркивало простоту его конструкции, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Одним из первых к проектированию такого самолета приступило ОКБ А.Н. Туполева. Конструкторская работа, получившая заводское обозначение АНТ-51 и «СЗ» («Сталинское задание»), велась под руководством И.О. Сухого.
Ближний бомбардировщик Су-2 (АНТ-51) — видео
Первоначально самолет разрабатывался под мотор М-34ФРН жидкостного охлаждения, однако в начале 1937 г. было решено заменить его более надежным М-62 воздушного охлаждения. Самолет представлял собой цельнометаллический однодвигательный низкоплан с убирающимся шасси. С целью устранения разноса масс по длине фюзеляжа бомбоотсек оборудовали не за кабиной летчика, а под полом его кабины. Летчик как бы «сидел» на бомбах, подвешиваемых в фюзеляжном бомбоотсеке. В бомбоотсеке могли поместиться четыре бомбы массой по 100 кг и дополнительно еще 200 кг на внешних подвесках. В силу этого экипаж самолета АНТ-51 состоял из летчика и штурмана-стрелка, размещенных в относительно небольшой общей кабине. Вооружение состояло из подвижного пулемета ШКАС сзади кабины и нижней «кинжальной» установки с ограниченно подвижным пулеметом ШКАС, предназначенной для защиты нижней задней полусферы.
25 августа 1937 г. самолет, пилотируемый летчиком-испытателем М.М. Громовым, совершил свой первый полет. Заводские летные испытания показали хорошие летные и эксплуатационные данные. В сентябре опытная машина была повреждена при посадке, но ее восстановили и продолжили испытания. Государственные испытания проводились на второй опытной машине с воздушным винтом изменяемого шага. Самолет был представлен в вариантах разведчика и штурмовика. Испытания показали, что его летные данные соответствуют уровню современных ему зарубежных однотипных самолетов. Летные данные самолета могли быть улучшены за счет установки более мощного двигателя М-87, необходимость которого определялась ненадежной работой двигателя М-62.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Третий опытный самолет с двигателем М-87А приступил к испытаниям в ноябре 1938 г. По сравнению с предыдущими машинами он имел ряд преимуществ: увеличилась скорость полета, сократился разбег, увеличилась глиссада планирования. Государственные испытания самолет прошел с хорошей оценкой и был рекомендован для серийного производства. В 1939 г. на заводе № 135 в Харькове началось серийное производство самолета, получившего обозначение ББ-1 (ближний бомбардировщик — первый) (с конца 1940 г. — Су-2). В связи с хорошо освоенной технологией производства на харьковском заводе металлический фюзеляж, применявшийся на опытных машинах, был заменен деревянным монококом с фанерной обшивкой из березового шпона. К выпуску самолетов было подключено еще два завода в Таганроге и Москве. В общей сложности до окончания выпуска в 1942 г. было выпущено 877 самолетов Су-2. Они активно участвовали в Великой Отечественной войне, хотя как тип самолета подобного класса аппарат исчерпал себя. Его вытесняли более приспособленные для боев над полем боя штурмовики Ил-2.
Тактико-технические характеристики Су-2
Экипаж, чел.
2
Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-87А
Мощность, л.с.
950
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
14,30 / 29,0
Длина самолета / высота самолета, м
10,25 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
4105 / 2816
Полезной нагрузки, кг
400
Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
468 / 375
Практический потолок, м
8800
Максимальная дальность, км
1200
Вооружение
4 ШКАС неподвижных, 2 ШКАС подвижных.
Бомбовая нагрузка до 400 кг.
8 НУРС РС-82 или РС-132
Фото Су-2
Схема бомбардировщика Су-2