Р-5 — советский самолет 1930-х годов
Р-5 — советский самолет 1930-х годов
В середине 1920-х гг., когда в эксплуатации еще находился разведчик Р-1, КБ Н.Н. Поликарпова приступило к проекту нового разведчика. В то время ВВС и Главкоавиа объявили конкурс на создание двигателя мощностью не менее 600 л.с. В конкурсе приняли участие несколько КБ. Постройка и испытания двигателей предполагалось завершить в 1926— 1927 гг. Н.Н. Поликарпов остановился на двигателе М-13 разработки НАМИ, а для подстраховки предусматривал американский двигатель «Торнадо III». За основу самолета был взят им же разработанный разведчик Р-4, но несколько измененный и усиленный в результате установки более мощного двигателя. После поступления в ОСС ЦКБ в апреле 1927 г. технических требований к машине официально началась разработка проекта, получившего обозначение Р-5.
Советский самолет 1930-х годов Р-5 — видео
Уже 4 мая эскизный проект был представлен в Технический совет Авиатреста. Предварительный проект был утвержден в начале 1928 г. Относительно медленная разработка проекта связана с тем, что только в сентябре 1927 г. начались стендовые испытания двигателя М-13. Когда стало ясно, что двигатель требует длительной доводки, было решено установить на самолет двигатель М-17 (лицензированный германский двигатель БМВ-VI). В конце августа 1928 г. первый экземпляр самолета был построен. Он представлял собой двухместный одностоечный полутораплан, в основном деревянной конструкции с полотняной обшивкой. В начале сентября летчик-испытатель М.М. Громов впервые поднял Р-5 в воздух. В октябре самолет был передан в НИИ ВВС на госиспытания. Испытания закончились беспосадочным перелетом из Москвы в Севастополь 21 июля 1929 г. Положительная оценка самолета руководством ВВС позволила решить вопрос о запуске его в серию на заводе № 1. За год завод внес в конструкцию самолета около 3000 изменений, связанных в основном с упрощением технологии производства. Пока производство лицензированных двигателей М-17 не развернулось в полную мощь, серийные машины оснащались немецкими БМВ-VI. Вооружение состояло из синхронного пулемета ПВ-1 и спарки пулеметов ДА в задней кабине. Пик производства приходится на 1933 г. Было выпущено 1572 машины, а всего завод выпустил 4233 экземпляра.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
На базе Р-5 было построено несколько удачных модификаций. Самолет со снятым вооружением под обозначением П-5 эксплуатировался на линиях гражданской авиации. При спасении экипажа парохода «Челюскин» большую часть людей вывезли на Р-5. Летчики проявили изобретательность, ухитряясь на двухместном самолете перевозить за один рейс до шести человек. Серийно строился морской вариант самолета Р-5а с поплавками. Также серийно строился вариант ПР-5 с размещением четырех человек в расширенном фюзеляже. Были разработаны и запущены в серию варианты Р-5 с различным вооружением — ССС и P-Z. Конструктором П.И. Гроховским была разработана десантная кассета на восемь человек, устанавливаемая под нижним крылом. В 1933 г. на самолете Р-5 проводились опытные испытания по дозаправке самолетов в воздухе. В полете Р-5 летел впереди и выше ТБ-3 и выпускал заливной шланг длиной 35 м. Стрелки ТБ-3 ловили конец и направляли его в горловину, после чего осуществлялась заправка. 400 кг горючего переливались за 15 мин. В те годы практического использования заправка в воздухе не получила.
Самолеты Р-5 участвовали в боевых действиях в Китае, Испании, в войне с Финляндией. В Великой Отечественной войне самолеты Р-5 в основном применялись в бомбардировочном варианте, а также для доставки боеприпасов, продовольствия, эвакуации раненых. Ввиду больших потерь они перешли к выполнению боевых задач в ночное время. С середины 1943 г. Р-5 стали сниматься с вооружения, однако продолжали применяться в тыловых и учебных частях ВВС. Гражданские варианты самолета Р-5 эксплуатировались вплоть до 1947 г.
Самолет Р-5Т с торпедой
Тактико-технические характеристики самолета Р-5 1933 г.
Экипаж, чел.
2
Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-17
Мощность, л.с.
730
Размах крыла, м / площадь крыла, м2
11,5/ 50,2
Длина самолета, м
10,6
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
2997 / 1938
Полной нагрузки, кг
1059
Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч
225 /212
Практический потолок, м
5940
Максимальная дальность, км
1000
Вооружение
1 х 7,62-мм пулемет ПВ-1,
спаренные 7,62-мм пулеметы ДА
Бомбовая нагрузка — до 400 кг.
Фото Р-5