Самолеты

ЛаГГ-3 — истребитель ВВС РККА

ЛаГГ-3 — истребитель ВВС РККА

История истребителя ЛаГГ-3 началась в конце 1938 г. Двое сотрудников Главного управления авиапромышленности (ГУАП) В.П. Горбунов и С.А. Лавочкин решили выйти с предложением о постройке своего истребителя. По пути к М.М. Кагановичу (в то время нарком авиапромышленности СССР) они повстречали М.И. Гудкова, также работника ГУАПа. Прихватив его, они оказались в кабинете. В.П. Горбунов доложил о проекте М.М. Кагановичу и показал новый материал — дельту-древесину, из чего бы они хотели сделать истребитель. Кагановичу проект понравился, и им разрешили начать работу.

Истребитель ЛаГГ-3 — видео

Тщательное изучение нового материала привело к выводу о возможности использования его при изготовлении истребителя. Вскоре в Кунаеве было образовано конструкторское бюро — ОКБ-301. В марте 1939 г. в плане опытного самолетостроения ГУАП вышло постановление, предписывающее СЖБ-301 разработать и построить истребитель с двигателем М-105. Первоначально планировалось изготовить экспериментальный истребитель из нового материала, но вскоре вышло постановление «О проведении мероприятий по внедрению в серию новых и модернизированных истребителей и о постройке новых опытных типов». После этого документа началось строительство двух истребителей И-301 с двигателями М-105ТК2 и М-106П.

В сентябре 1939 г. был построен макет истребителя, а в НИИ ВВС передан эскизный проект. Затем предъявлен второй доработанный эскизный проект, который был утвержден НИИ ВВС. Еще при строительстве первой машины С.А. Лавочкина назначили ответственным конструктором на летные испытания. Первый самолет И-301 с двигателем М-105, но без компрессора ТК-2, построили весной 1940 г. Первый полет на нем 10 апреля выполнил летчик-испытатель НИИ ВВС А.И. Никашин. Затем самолет передали на госиспытания, которые прошли очень быстро, всего за шесть дней. После доработок выявленных в ходе госиспытаний недостатков И-301 снова продолжил заводские испытания. В конце года на испытания вышел второй экземпляр И-301 с двумя турбокомпрессорами. К этому времени началась подготовка к серийному ввгпуску истребителя сразу на нескольких заводах. Госиспытания пришлось проводить уже на серийной машине завода №21.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

9 декабря 1940 г., в соответствии с постановлением правительства, самолет И-301 переименовали в ЛаГГ-1, а его улучшенный вариант, с большой дальностью — в ЛаГГ-3. Первый серийный самолет поднялся в воздух 23 января 1941 г. Серийное производство истребителя проходило в тяжелых условиях, не хватало многих комплектующих изделий, и поэтому различные серии машин существенно отличались друг от друга. Цельнодеревянная конструкция, повышение мощи оружия и увеличенный запас топлива ухудшили летные данные истребителя (скороподъемность, вертикальный маневр, взлетно-посадочные характеристики). Качество постройки серийных машин было заметно ниже, чем опытного, что выражалось в повышении сопротивления и увеличении веса. Конструкторы делали все возможное, чтобы сохранить летные данные своего истребителя. Но все недостатки преодолеть было невозможно, для своего мотора ЛаГГ-3 оставался слишком тяжелым. Аббревиатуру «ЛаГГ» летчики расшифровывали как «лакированный гарантированный гроб».
Состав вооружения серийных машин также менялся. На самых первых довоенных оно состояло из пяти пулеметов: трех крупнокалиберных и двух скорострельных, но вскоре вместо центрального пулемета стали ставить пушку ШВАК. Кроме того, под крылом могли подвешиваться 6—8 РС-82 или две бомбы. Такого вооружения не было ни на одном новом серийном истребителе нашей страны. В 1943 г. в войсках появился ЛаГГ-3 с пушкой НС-37. Несмотря на ряд недостатков, истребитель ЛаГГ-3 активно участвовал в Великой Отечественной войне и внес свою лепту в уничтожение противника. Всего было выпущено 6528 самолетов ЛаГГ-3.

Тактико-технические характеристики ЛаГГ-3 (серия 7)

Экипаж, чел.
1

Двигатель, тип х кол, название
ПД х 1, М-105П

Взлетная мощность, л.с.
1050

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
9,8 / 17,62

Длина самолета / высота самолета, м
8,81 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
3280 /2610

Полной нагрузки, кг
670

Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
474 / 549

Практический потолок, м
9300

Максимальная дальность, км
705

Вооружение: число х калибр, мм
стрелково-пушечное: 1 х20,
1 х 12,7, 2×7,62

Фото ЛаГГ-3

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»