Самолеты

Ла-9 — советский истребитель

Ла-9 — советский истребитель

Вторая мировая война уже подходила к концу, а ОКБ С.А. Лавочкина продолжало совершенствовать свои истребители. Последний его истребитель Ла-7 считался одним из лучших истребителей Второй мировой войны, но он имел существенный недостаток — почти весь планер, за исключением лонжеронов крыла, изготавливался из дерева. Подверженная гниению, непригодная к длительному хранению под открытым небом конструкция постоянно преподносила «сюрпризы», ставя на прикол целые подразделения небоеспособных машин. Оставался один выход — заменить дерево на металл.

Истребитель Ла-9 — видео

К тому же летом 1944 г. прошел стендовые испытания двигатель АШ-83, который был несколько мощнее АШ-82ФН. В том же году был построен самолет «120», облегченный вариант Ла-7 с ламинарным крылом, двигателем АШ-83 и двумя синхронными пушками НС-23с. В конструкции истребителя широко использовался металл, что позволило снизить вес на 150 кг. Прошедшие в январе 1945 г. испытания самолета «120» показали отличные данные, но из-за недоведенности двигателя АШ-83 (за время испытаний сменили пять двигателей) испытания прекратили. Прямым развитием стал самолет «126» с двигателем АШ-82ФН и четырьмя синхронными пушками НС-23с. На этой машине окончательно отработали крыло с ламинарными профилями.

Заводские испытания продолжались с конца 1945 г. по апрель следующего года. В серии «126» не строился, но стал предшественником цельнометаллического истребителя «130», его еще часто называли «цельнометаллический Ла-7». Первый экземпляр истребителя «130» построили в январе 1946 г. на заводе №21, выпускавшем Ла-7. Заводские испытания, в ходе которых совершили 30 полетов, завершились в мае 1946 г. В июне машину предъявили на госиспытания в НИИ ВВС. Первые же полеты позволили выявить серьезные дефекты, связанные с устойчивостью, управляемостью истребителя и его вооружением. Спустя месяц машину вернули в ОКБ на доработки, занявшие почти две недели. Прошедшие затем испытания завершились с положительным результатом. НИИ ВВС занимался не только испытаниями, но и доводкой машины. В частности, доработали систему управления, доведя до нормы нагрузки на ручку управления. НИИ ВВС сделал то, что оказалось не по силам ОКБ. Одновременно, по рекомендации Г.П. Свищева, заострили носик профиля центроплана, что улучшило штопорные свойства самолета.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

В 1946 г. самолет «130» запустили в серийное производство, в воинских частях он получил обозначение Ла-9. В 1947 г. первые 30 машин Ла-9 поступили на войсковые испытания. Самолет постоянно совершенствовался, только в 1948 г. в его конструкцию внесли 197 изменений, повысивших качество машины. Первой модификацией истребителя Ла-9 стал учебно-тренировочный самолет УТИЛа-9. После проведенных испытаний самолет был запущен в серийное производство в г. Улан-Удэ. По пилотажным качествам, устойчивости и управляемости УТИЛа-9 был аналогичен боевому Ла-9. На базе Ла-9 в конце 1946 г. был построен самолет Ла-138 с двумя прямоточными двигателями ВРД-430, которые подвешивались под крылом. С этими двигателями самолет должен был развивать скорость 700 км/ч, но с такой скоростью Ла-138 ни разу не летал. Конструкторы попытались объединить большую дальность полета поршневого истребителя со скоростью реактивного. Дальность получилась неплохая, но скорость оставляла желать лучшего. Позже был построен самолет Ла-9РД с двумя ПуВРД РД-13. Подвеска ПуВРД на самолет снизила продолжительность полета, ухудшилась маневренность и взлетно-посадочные характеристики. Летом 1947 г. на воздушном параде в Тушино девятка Ла-9РД пронеслась над аэродромом с оглушительным грохотом, что произвело сильное впечатление на публику. К середине 1951 г. в ВВС находилось 885 истребителей Ла-9.

Тактико-технические характеристики Ла-9

Экипаж, чел.
1

Двигатель, тип х кол, название
ПДх 1, АШ-82ФН

Мощность, л. с
1850

Размах крыла, м / площадь крыла, м2
9,8 / 17,59

Длина самолета / высота самолета, м
8,62 / н/д

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг
3676 / 2638

Полной нагрузки, кг
1038

Максимальная скорость на высоте /
у земли, км/ч
690 / 640

Практический потолок, м
10 800

Максимальная дальность, км
1950

Вооружение
пушки 4×23 мм НС-23

Фото Ла-9

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»